Металлургия РФ , Цены , ломозаготовка | 20 апреля 2012 г. | 14:06

Почему заводы не платят за лом

В последние месяцы многие поставщики лома начали говорить о существенных задержках платежей со стороны даже крупных комбинатов. Помимо задержек платежей можно также столкнуться с ростом требований к качеству лома: тот материал, который раньше оценивался приемщиками как 3А(3АН и т. п.) сейчас может быть принят как 12а, либо и вовсе как микс. Все эти случаи косвенно говорят о проблемах на металлургических заводах.

Попробуем в них разобраться.

Для начала посмотрим, куда продается готовая продукция российских металлургических заводов?

Как видим из рисунка, в отличие от ситуации 2009 г. внутренний рынок для заводов РФ в настоящее время является главным.

Кто же потребляет сталь на внутреннем рынке РФ?

Из приведенного графика можно сделать вывод о том, что потребляющие сталь отрасли крайне зависимы от:

- конъюнктуры рынка нефти и газа;
- завязанного на нефтегазовые доходы денег федерального бюджета.

Иными словами, деньги у металлургов при сегодняшней структуре внутреннего рынка появляются только после распределения денег федерального бюджета. До 7 мая 2012 г. решения о распределении каких либо бюджетных денег в РФ принимаются с крайней осторожностью, в силу чего многие металлургические заводы, даже имея полный пакет заказов на свою продукцию, могут не получить финансовых гарантий для ее производства и сбыта. В отличие от ситуации прошлого года, когда заводы имели такие гарантии и могли смело поднимать цены на лом для обеспечения сырья, сейчас такой возможности у заводов нет.

Возможно, заводам стоит переориентироваться на экспорт, как было в 90-е и в 2009?

К сожалению, сейчас у российских металлургических заводов возможности расширения экспортных поставок почти нет. За 2010 — 2011 г. заводы «подсели на иглу» так называемой «ценовой премии внутреннего рынка» (Рис. 4). Рост издержек на энергоресурсы, железнодорожные тарифы, выплаты по кредитам, ценам на сырье заводы перекладывают на потребителей, тесно связанных с естественными монополиями и федеральным бюджетом. Прочие потребители, не имеющие столь щедрого финансирования, предпочитают при первой же возможности закупать более дешевую импортную металлопродукцию. Производители стали в РФ уже давно не являются мировыми лидерами по издержкам производства — то, что было дешево в 90-е, сейчас стало очень дорого и экспорт полуфабрикатов стал для многих заводов низкомаржинален или убыточен.

(Рис. 4)

Что остается делать производителям стали:

1. Максимально задействовать внутренние резервы: например ММК в 2009-2011 гг. стал вводить новые мощности по переработке шлаковых отвалов, доведя объем выпуска металлосодержащего сырья до 2 млн. тонн в 2011 г.

2. Расширять закупки альтернативного сырья: с прошлого года Ашинский металлургический завод начал закуп скрапа (дешевая альтернатива 12а), а ОМК заключила договор с ОАО Тулачермет на поставку синтикома (качественная альтернатива 2а).

3. Готовиться к переделу собственности в отрасли: если близкие к федеральному бюджету лоббистские группы обеспечивают за счет бюджета ценовую премию внутреннего российского рынка и становятся фактически спонсорами российской металлургии, то было бы с их стороны логичным сделать металлургическую госкорпорацию и направить финансовые потоки в «более правильном» направлении. Есть предпосылки для предположения, что такое объединение металлургических предприятий может быть создано на базе Уралвагонзавода.

4. Спонсировать свои металлургические активы за счет экспорта руды и угля и последующего перекрестного субсидирования (Мечел).

Что же делать в таких случаях поставщикам?

Рассмотрим несколько стратегий:

1. «Продаться дочкам». На самом деле это может быть неплохим выходом с гарантированным финансированием + ценовой премией для дочерних предприятий. Отдельные крупные поставщики лелеют надежду, что металлургические предприятия должны обеспечивать им минимальную стоимость переработки лома, которая обеспечивает физическую возможность функционирования предприятия-переработчика и даже делают попытки создать саморегулируемую организацию, через которую планируют это пролоббировать (не за свои деньги, разумеется, а за счет привлечения спонсорских взносов от более наивных или менее информированных поставщиков, которым рекламируются блестящие перспективы «ответственной работы на рынке»). Можно заметить по опыту 2008 — 2009 гг. что комбинаты сами решают, сколько и кому они должны а кому нет, и никакие объединения поставщиков/кредиторов ничего не смогли сделать в вопросе с деньгами — все решалось либо кулуарно, либо по доброй воле заводов (если они проявляли таковую при улучшении экономической ситуации), спонсировать дармоедов в лице третьих лиц для арбитража при работе со своими поставщиками заводы также не склонны. Если кому-то и будет обеспечиваться минимальная маржа, то только дочерним предприятиям, ибо «дочкам» надо загружать работой свое оборудование, а не оплачивать лизинг чужого. Пока экономическая ситуация относительно благоприятна — некоторые заводы рекламируют возможность стать своей «дочкой» выжившим в 2008 — 2009 гг. успешным площадочникам. В силу роста числа шредерных установок у дочерних предприятий и физического падения объемов качественного тяжелого лома нет смысла платить за дополнительную переработку лома сторонними поставщиками — проще «поиграть засором» или даже сделать цену «на круг». Надежда на то, что цену удастся транслировать в сегмент заготовки и проспонсировать все свои издержки за счет «газелистов» также мало реальна: при падении цен на земле лом просто перестают собирать. В Белоруссии держали низкую цену внутри страны и импортировали недостающий лом из России по весьма неплохим ценам, в результате ржавое железо валялось по всей РБ, Белвтормет выполнял план только под административным нажимом на ломосдающие предприятия, зато БМЗ закупал все более дорогой российский лом. После валютного кризиса была выдвинута креативная идея: начать платить внутренним ломосдатчикам - «газелистам» хоть сколько-нибудь реальные деньги. Результат — в заготовительные пункты Белвтормета образовались очереди из машин с ломом, а закуп российского лома сокращен с 206 тыс. тонн(1 кв. 2011) до 190 тыс. тонн в 1 кв. 2012 г. и надежд на былой «разгон цен» в ЦФО флагман белорусской металлургии уже не подает.

2. «Работать с местными потребителями» - эта стратегия по понятным причинам все больше и больше интересует трейдеров в Санкт-Петербурге. В России пока что есть один единственный пример завода, отказавшегося от копрового цеха и назначившего высокую цену за поставку именно переработанного лома с относительно жесткой приемкой по качеству — это ОМЗ (Ижорские заводы) с объемом потребления порядка 20 — 30 тыс. тонн в месяц. При работе с 1-3 местными потребителями никакой «третейский суд» точно не нужен — все друг друга и так знают и всегда смогут неформально договориться. Бум строительства мини-миллов во многих субъектах РФ позволит найти такого потребителя почти в каждом федеральном округе.

3. «Диверсифицировать бизнес». Собственно для многих бизнесменов ломопереработка становится побочным бизнесом, конкурируя за внимание владельца с другими направлениями - строительством, сельским хозяйством, перевозками и торговлей. Лом остается в структуре бизнеса или «по инерции» или просто как финансовый инструмент для игры «в короткую» — вложив доходы от другого бизнеса в закуп лома на минимуме рынка, при подъеме цен хотя бы на 500 руб. при четком понимании рынка выигрыш несопоставим ни с ПИФами, ни с акциями, ни с валютой при прогнозируемом уровне риска.

4. «Все продать и уехать на Канары». А может стоит все же побороться?!

Источник: RusLom
Просмотров: 839

Комментарии

  • Уважаемые владельцы черного лома А3 позвольте нам купить ваш лом на экспорт в Турцию расчет наличными. Жду от вас предложений. +905549904706

Все комментарии (1)


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter