ТБД для Газпрома без посредников
Стало известно, что Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) рекомендовала «Газпрому» отказаться от посредников при приобретении труб большого диаметра (ТБД). Главным пострадавшим может оказаться трейдер «Северный европейский трубный проект» (СЕТП), принадлежащий братьям Ротенбергам.
По словам представителей ФАС, «Газпром» может искусственно ограничивать доступ непосредственных производителей ТБД к тендерам на поставку. Условия конкурса формируются таким образом, что лоты оказываются слишком большими для единичного производителя, в результате чего победителями становятся посреднические структуры.
Поставки «Газпрому» труб большого диаметра много лет остаются одним из наиболее информационно закрытых сегментов рынка. Неизвестны даже базовые его показатели — отпускные цены производителей, не говоря уже о закупочных ценах «Газпрома». Таинственность вполне объяснима: расходы на трубу диаметром 1420 мм являются ключевой статьей расходов газовой монополии (до десятков миллиардов долларов в год), и дисконт между отпускными и закупочными ценами может быть источником теневых — и очень крупных — доходов газпромовских менеджеров и функционеров. Еще лет пять назад их желание увести закупки в тень и определяло схему работы рынка. Но года два назад российский рынок производителей труб диаметром 1420 мм перестал был монопольным. Сейчас по крайней мере четыре компании («Северсталь», ОМК, ТМК, Группа ЧТПЗ) готовы участвовать в поставках, так что в случае полноценной конкуренции на закупочных тендерах никакие левые доходы газпромовским управленцам не светили бы. В итоге была придумана нехитрая схема, увязывающая все интересы, в которой угадываются и элементы картеля, и элементы торговой монополии в виде эксклюзивного поставщика.
В 2010 году 76,2% акций на тот момент малоизвестного трубного трейдера СЕТП были проданы бизнесменам Ротенбергам, а оставшиеся бумаги в равных долях — производителям труб (по 5,95% акций получили структуры «Северстали», ОМК, ТМК и ЧТПЗ). Сразу после этого СЕТП становится крупнейшим поставщиком для «Газпрома» и контролирует более 90% поставок труб на строительство магистральных газопроводов внутри России. Выручка компании в 2010 году превысила 86 млрд рублей, увеличившись за год почти в полтора раза. При этом закупки труб у металлургов происходят по заранее согласованной пропорциональной схеме, предварительно оговаривается доля для каждой металлургической компании. Таким образом, металлурги в обмен на меньшую маржу со своей продукции получают гарантированный спрос. Неудивительно, что стороны предпочитают согласовывать все условия контрактов полюбовно, а отпускные и закупочные цены на трубы продолжают оставаться тайной за семью печатями.
Отметим, что внимание ФАС к этой теме было привлечено во время перераспределения власти в ходе формирования нового кабинета Дмитрия Медведева. В нашем случае инициатива ФАС может быть направлена как против интересов Ротенбергов, так и против председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера, чей портфель вполне мог оказаться предметом интереса тех чиновников из состава кабинета Владимира Путина, которые остались не удел. В первую очередь речь, конечно же, идет об Игоре Сечине. Он уже получил в управление «Роснефть». Однако, видимо, не случайно практически одновременно с его новым назначением в СМИ появилась информация о пристальном интересе государства к «Роснефтегазу» (владелец 75,16% акций «Роснефти» и 10,74% «Газпрома») и о возможности реанимации этой госкомпании и объединении под ее крылом всех газовых и нефтяных госактивов.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.