КПМГ прогнозирует усиление влияния ключевых факторов устойчивого развития на компании
В исследовании КПМГ «Предвидеть непредвиденное: успешное развитие бизнеса в меняющемся мире» (Expect the Unexpected: Building Business Value in a Changing World) рассматриваются 10 важнейших факторов устойчивого развития, которые в ближайшие два десятилетия будут оказывать существенное влияние на рост и финансово-хозяйственную деятельность компаний по всему миру. В число этих факторов входят изменение климата, волатильность цен на энергию и топливо, обеспеченность водой и цены на воду, доступность ресурсов, а также рост численности населения, приводящий к возникновению новых городов.
Игорь Коротецкий, руководитель Группы корпоративного управления и устойчивого развития КПМГ в России, отметил: «Клиенты КПМГ и другие организации видят, что связь между соблюдением принципов устойчивого развития и финансовыми результатами становится все более явной. Компании, которые смогут осознать, какие внешние факторы оказывают наиболее сильное влияние на их деятельность, и использовать эти знания, получат конкурентное преимущество. В связи с этим все активнее используется и быстро становится одной из приоритетных задач оценка деятельности в области устойчивого развития и представление заинтересованным лицам соответствующей отчетности, содержащей понятные, точные данные. Выводы исследования КПМГ особенно актуальны для российского бизнеса, обладающего большим потенциалом повышения производительности за счет внедрения лучших технологий и бизнес-процессов, обеспечивающих меньший экологический, энергетический и ресурсный след от хозяйственной деятельности».
Результаты исследования КПМГ также показали, что внешние экологические расходы, которые сейчас зачастую не отражаются в финансовой отчетности, в 11 ключевых отраслях выросли на 50% с 566 до 846 млрд долл. США за 8 лет (с 2002 по 2010 г.). Это позволяет сделать вывод, что каждые 14 лет данные расходы в среднем удваиваются. В течение последующих 20 лет ожидается усиление тенденции к учету полной себестоимости, в том числе экологических расходов, в цене на ресурсы, продукты и услуги. Поэтому бизнесу целесообразно подготовиться к росту платежей в счет компенсации внешних экологических издержек.
Доля внешних экологических издержек может существенно вырасти по отношению к прибыли (EBITDA), поставив таким образом под угрозу прибыльность бизнеса: в 2010 г. в 11 отраслях средние расходы на 1 заработанный доллар составили примерно 41 цент.
Согласно данным КПМГ, наибольший риск глобальные факторы устойчивого развития представляют для двух отраслей – пищевой промышленности и отрасли по производству напитков. Также риски в области устойчивого развития остаются высокими для следующих отраслей: нефтегазовая, электроэнергетика, горнодобывающая, металлургия и авиаперевозки. Наибольшая подготовленность и наименьшие риски наблюдаются в автомобильной отрасли, а также в области телекоммуникаций и Интернета.
Иво де Бур, специальный международный консультант КПМГ по вопросам изменения климата и устойчивого развития, отметил, что влияние важнейших глобальных факторов устойчивого развития существенно усложнит условия ведения хозяйственной деятельности. «Результатом бездействия и отсутствия стратегического планирования будет многократное увеличение рисков, а также упущенные возможности. Компании начинают осознавать, что ответственный подход к ведению бизнеса может принести дополнительную выгоду и новые возможности, а деятельность, положительно влияющая на будущее планеты, также может иметь важное значение для долгосрочной прибыли и акционерной стоимости компании», — считает г-н де Бур.
Ключевые факторы устойчивого развития
В исследовании КПМГ выделяет 10 основных факторов устойчивого развития, которые могут оказывать влияние на бизнес в ближайшие два десятилетия:
Рост населения. Согласно прогнозам, к 2032 г. мировое население вырастет до 8,4 млрд человек. Такой рост будет оказывать существенное давление на экосистемы и доступность природных ресурсов, включая продовольствие, воду, энергию и сырьевые материалы. Хотя для организации это означает серьезные риски, подобную ситуацию можно использовать для расширения торговых операций, создания рабочих мест и внедрения инноваций с целью удовлетворения потребностей растущего населения.
Рост благосостояния населения. Мировой средний класс (включающий, по определению ОЭСР, лиц, располагаемый доход которых составляет от 10 до 100 долл. США на душу населения в день), согласно прогнозам, в период между 2010 и 2030 г. вырастет на 172%. Проблемы для компаний связаны с необходимостью обслуживания этого нового среднего класса в период возможного дефицита ресурсов и повышения волатильности цен на них. В результате роста численности и усиления влияния мирового среднего класса, вероятно, исчезнут преимущества, которые компании в последние два десятилетия извлекали из дешевой рабочей силы в развивающихся странах.
Урбанизация. В 2009 г. впервые за всю историю население городов превысило население сельской местности. К 2030 г. ожидается, что большая часть населения всех развивающихся регионов, включая Азию и Африку, будет жить в городских районах. В ближайшие 30 лет практически весь рост населения будет происходить в городах. В связи с этим им потребуется серьезная модернизация инфраструктуры, в том числе необходимой для строительства, водоснабжения и водоотведения, электроснабжения, утилизации отходов, здравоохранения, общественной безопасности, а также Интернета и мобильной связи.
Изменение климата. Это, возможно, важнейший глобальный фактор, который непосредственно затрагивает все другие факторы. Прогнозы в отношении годовых производственных потерь в результате изменения климата варьируются от 1% в случае быстрого принятия серьезных мер до 5% в случае бездействия органов власти.
Энергия и топливо. Ситуация на рынках ископаемого топлива, вероятно, станет более волатильной и непредсказуемой вследствие увеличения мирового потребления энергии, изменения географической структуры потребления, неопределенности с поставками и производством, а также из-за усиления вмешательства регулирующих органов в связи с изменением климата.
Дефицит материальных ресурсов. Вследствие быстрой индустриализации развивающихся стран прогнозируется существенное увеличение мирового спроса на материальные ресурсы. Компании, вероятно, столкнутся с возросшими торговыми ограничениями и жесткой глобальной конкуренцией в отношении многих материальных ресурсов, которые становится все сложнее получать. Дефицит ресурсов также открывает возможности для разработки материалов-заменителей или извлечения необходимых материалов из отходов.
Нехватка воды. Прогнозируется, что к 2030 г. мировой спрос на пресную воду превысит предложение на 40%. Компании могут столкнуться с нехваткой воды, ухудшением ее качества, волатильностью цен на воду, а также с репутационными рисками.
Продовольственная безопасность. В течение ближайших двух десятилетий мировая система производства продовольственных товаров будет испытывать на себе усиливающееся давление со стороны социально-экологических факторов, включая рост населения, нехватку воды и вырубку лесов. К 2030 г. прогнозируется рост мировых цен на продукты питания на 70–90%. В регионах, испытывающих нехватку воды, сельхозпроизводителям, скорее всего, придется вести конкурентную борьбу за поставки воды с другими нуждающимися в больших объемах воды отраслями, такими как электроэнергетика и горная добыча, а также с потребителями. Чтобы остановить растущий дефицит продуктов питания в отдельных регионах, потребуется стороннее вмешательство (количество постоянно голодающих людей увеличилось с 842 млн в конце 1990-х гг. до более одного миллиарда в 2009 г.).
Ухудшение состояния экосистем. В прошлом сокращение биологического разнообразия и ухудшение состояния экосистем отрицательно влияло преимущественно на репутацию компании, и в этом заключался основной предпринимательский риск. Но по мере того как в мировых экосистемах появляется все больше признаков упадка и разрушения, все больше компаний начинают осознавать, насколько сильно их деятельность зависит от тех важнейших благ, которые приносят эти экосистемы. Ухудшение состояния экосистем приводит к сокращению количества и удорожанию доступных природных ресурсов, снижению их разнообразия, увеличению расходов на водоснабжение и усугублению вреда, причиненного инвазивными видами животных и растений различным секторам, включая сельское хозяйство, рыболовство, пищевую промышленность, фармацевтическую отрасль и туризм.
Вырубка лесов. Лесная промышленность — важная отрасль экономики: в период с 2003 по 2007 гг. лесоматериалы приносили в мировую экономику по 100 млрд долл. США в год, а стоимость побочной продукции леса (в основном это продукты питания) в 2005 г. оценивалась в 18,5 млрд долл. США. Однако в период с 2005 по 2030 гг. лесные площади по всему миру, согласно прогнозам ОЭСР, уменьшатся на 13%, причем основное уменьшение произойдет в Южной Азии и Африке. На деятельность лесозаготовительных и деревообрабатывающих (например целлюлозно-бумажных) предприятий может оказать влияние нормативно-правовое регулирование, направленное на замедление вырубки или восстановление лесов. Кроме того, на компании может усилиться давление со стороны потребителей, требующих подтверждения факта производства продукции в процессе устойчивого лесопользования с помощью соответствующих сертификатов. Благоприятные возможности для бизнеса могут возникнуть благодаря развитию рыночных механизмов и созданию экономических стимулов, направленных на сокращение темпов вырубки лесов.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.