Выступление Д. Мантурова на совещании о состоянии и перспективах развития черной металлургии
Д.МАНТУРОВ: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
В своём вступительном слове Вы отметили, что основой для реализации промышленной политики в чёрной металлургии является Стратегия развития этой отрасли на период до 2020 года, которая была утверждена Правительством в 2009 году. Основной принцип этого документа – это координация усилий, разделение рисков между бизнесом и государством для достижения общих поставленных целей. Благодаря интенсивной работе с коллегами, как производителями, так и потребителями металлургической продукции, задачи стратегии выполняются ритмично, по некоторым показателям даже с опережением графика. Отрасль превышает запланированные индикаторы по производству готового проката, труб и иной металлопродукции.
Особое внимание в стратегии уделяется экологичности и энергоэффективности производства. Здесь мы также достигли поставленных задач. За последние три года суммарные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу предприятиями чёрной металлургии снизились более чем на 12 процентов, сбросы загрязнённых сточных вод – на 10 процентов. Что касается энергопотребления, то оно сократилось в сравнимых параметрах на 5 процентов.
Я не хочу отбирать хлеб у коллег-металлургов и вдаваться дальше в детали, связанные с индикаторами по промышленности. Я хочу остановиться на том, что отрасль модернизирована и передовые предприятия абсолютно конкурентоспособны и находятся на мировом уровне. Сегодня чёрная металлургия – это 7 процентов ВВП страны, это 12 процентов от объёмов промышленного производства и 6 процентов экспорта. Это зрелая отрасль, но и вызовы, стоящие перед ней, достаточно серьёзные.
В этой связи представляется важным обратить внимание на некоторые особенности нового этапа в развитии промышленной политики в отрасли. Мы не почиваем на лаврах и планируем актуализировать утверждённую ранее Стратегию в будущем году, направления корректировки Стратегии определяются двумя ключевыми факторами.
Во-первых, это формирование Евразийского союза и вступление нашей страны в ВТО. Эти два тесно взаимосвязанных события создают для нас принципиально новый внешний контур для реализации промышленной политики. И если Россия сегодня занимает пятое место по результатам первых пяти месяцев в мире – я имею в виду производство стали, – то Россия, Белоруссия и Казахстан (вместе) уже занимают, соответственно, четвёртое место. Вырастает и общий рынок потребления металлопродукции, которой мы уже сегодня готовы полностью обеспечивать. Российская металлургия столкнётся с новыми вызовами, но и приобретёт ранее недоступные возможности.
Со вступлением в ВТО в распоряжение металлургов, которые ежегодно теряют около 1,5–2 миллиардов долларов из-за ограничительных мер, появятся новые инструменты борьбы с дискриминацией на внешних рынках. И мы будем всесторонне поддерживать наши компании как политически, так и используя различные финансовые инструменты, как, например, недавно созданное агентство по страхованию экспортных кредитов. Это дочерняя компания Внешэкономбанка, называется «ЭКСАР». ВТО, обещая наибольшие выгоды для сталеваров, тем не менее таит в себе ряд определённых рисков. Формально снимая ограничения квот, наши партнёры на мировых рынках непременно воспользуются административным ресурсом для сохранения доли своих сталелитейных компаний. Поэтому нам, как, например, в случае с украинскими коллегами, – Владимир Владимирович, Вы были недавно в Крыму, проводили с коллегами межгоскомиссию, мы обсуждали как раз тематику, связанную с пошлинами, – мы должны максимально рационально, основываясь на существующих российских мощностях и, естественно, уже теперь мощностях стран – участниц Таможенного союза, вырабатывать условия допуска иностранной продукции на наш внутренний рынок. При этом мы должны ещё более активно совершенствовать существующие меры защиты.
Сейчас складывается, на мой взгляд, не совсем правильная ситуация, когда наши зарубежные коллеги активно вводят предварительные защитные меры в период проведения расследований. Мы же такой возможностью пока не пользуемся, хотя её имеем. Необходимо, на мой взгляд, изменить эту ситуацию и начать взаимодействовать, работать с комиссией Единого экономического пространства.
И, наконец, второй фактор – это нестабильная экономическая ситуация на наших традиционных экспортных рынках. Металлургия является одним из ведущих экспортёров и ощущает волатильность внешних рынков заметно быстрее многих других отраслей. Поэтому, получив опыт нестабильности 2008–2009 годов и не дожидаясь осложнений на предприятиях, мы уже сегодня ведём работу по актуализации и совершенствованию антикризисного инструментария для использования по мере разворачивания новой волны кризиса.
Владимир Владимирович, как Вы уже отметили, металлургия развивается в тесной увязке с отраслями-потребителями, и здесь главной тенденцией последних четырёх лет стало наращивание внутреннего спроса как за счёт развития металлопотребляющих отраслей, так и перехода к производству продуктов с большей добавленной стоимостью. Я в первую очередь имею в виду трубную промышленность.
По итогам 2011 года спрос внутреннего рынка достиг уже 40 миллионов тонн готового проката чёрных металлов и превысил докризисный уровень 2008 года на 18 процентов. Эти темпы роста во многом связаны с тем, что в 2010–2011 годах приоритеты промышленной политики от антикризисных мер были переориентированы на стимулирование инноваций. Утверждён был целый ряд стратегических документов, определяющих вектор развития основных потребителей металлопродукции. В частности, это тяжёлое машиностроение, энергомашиностроение, судостроение, оборонно-промышленный комплекс и ряд других отраслей. В результате мы не только сохранили существующие, но и сформировали новые зоны роста.
В первой половине текущего года основной вклад в прирост рынка продукции чёрной металлургии внесли транспортное машиностроение и производство машин и оборудования, а с учётом созданных в последние годы мощностей и реализации механизма промсборки автомобилестроение в среднесрочной перспективе останется одним из ключевых источников роста производства в чёрной металлургии. Один из конкретных примеров тому – это сотрудничество ММК [Магнитогорского металлургического комбината] с «АвтоВАЗом». Сегодня это локальный внутренний российский результат, но важно выйти за пределы тольяттинской площадки и транслировать этот опыт на партнёров по альянсу «АвтоВАЗа» – это «Рено-Ниссан», который, помимо своих зарубежных мощностей, естественно, развивается и в России. И мы на это рассчитываем. Таким образом, наш производитель из регионального поставщика перерастёт в глобального поставщика автомобильного листа и, соответственно, проката.
Примеры такого сотрудничества позволяют нам выстраивать более сбалансированную промышленную политику в отраслевом разрезе. Поэтому такие встречи, как сегодня, они очень полезны. И когда производители и потребители садятся за один стол и вырабатывают общие решения, которые идут на пользу всем отраслям, это важный вклад в развитие нашей промышленной политики.
Спасибо большое за внимание.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.