Разработан концептуальный проект бурового судна
ФГУП «ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова» разработал концептуальный проект бурового судна (БС) для арктического шельфа России с повышенной автономностью, надежностью и безопасностью при эксплуатации в тяжелых ледовых гидрометеорологических условиях.
Ледовый класс судна - ARС-6. Ледовые усиления позволяют судну выполнять работы в морях северного и арктического шельфа при толщине разреженного льда от 1 до 1,5 метров. Самостоятельное плавание во льдах допустимо при толщине льда до 1 метра.
Проект судна отвечает всем требованиям по остойчивости и непотопляемости. Более того, судно спроектировано таким образом, что способно выполнять работы: по бурению при шторме – до 7 баллов, по постановке на точку - при шторме до 8 баллов; может работать в режиме выживания при шторме – до 9 баллов.
Буровое судно, предназначенное для поисково-разведочного бурения, оснащается техническими средствами обследования морского дна в соответствии с требованиями минимальной достаточности, технической и коммерческой целесообразности, поэтому основное внимание судна уделяется обеспечению контроля точки бурения.
В корпусе судна предусмотрен вырез диаметром 17 метров, в котором расположен поворотный механизм (турель). Турель удерживается якорями. Судно имеет возможность поворачиваться вокруг турели. Это позволяет судну удерживаться на месте и поворачиваться на более безопасные курсовые углы без остановки процесса буровых работ.
Минимальная достаточность технических средств БС для обследования морского дна обеспечивается использованием телеуправляемого подводного аппарата.
Аварийно-спасательный комплекс судна кроме средств, предусмотренных правилами по оборудованию Российского Морского Регистра и требованиями международных конвенций, имеет носовые и кормовые спасательные спуски, которые позволяют экипажу в случае аварии безопасно спуститься в спасательных средствах на воду и лед.
На судне предусмотрен прием и базирование вертолетов типа Ми-8, Ка-32 и вертолетов иностранного производства.
В рамках разработки концептуального проекта бурового судна были подготовлены технические предложения по следующим аспектам:
• размещению и эксплуатации бурового технологического комплекса;
• выбору основного бурового оборудования;
• постановке БС на систему якорно-швартовых связей в ледовых условиях;
• полной винтеризации бурового оборудования и подвышечного пространства;
• турельной системе позиционирования судна и расположения буровой вышки над шахтой турели;
• системе аварийного спасения персонала и экипажа при взрыве и пожаре;
• использованию и размещению на БС энергетического и движительно-рулевого комплекса;
• выбору и размещению на борту судна специализированного средства для инструментального и визуального обследования морского дна;
• обеспечению заданного ледового класса судна;
• оценке проекта БС на соответствие экологическим требованиям при эксплуатации.
Ледовые и мореходные качества судна подтверждены модельными испытаниями. Подобранный состав и компоновка энергетического и движительно-рулевого комплекса БС обеспечивает достаточную управляемость на переходах и достаточные маневренные качества с участием всех колонок при динамическом позиционировании, в том числе, в ледовых условиях.
Полученные результаты исследований могут быть использованы в проектах отечественных буровых судов, способных работать в суровых климатических условиях Арктики на перспективных участках освоения шельфа России.
Работа выполнена по заказу Минпромторга России в рамках ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009 – 2016 гг.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.