Вертолеты России обратили свой взор на композиты
Российский вертолётостроительный холдинг Вертолёты России примет участие в международном проекте по изучению перспективных композиционных материалов. Цель проекта – разработка и применение новейших композиционных материалов в авиастроении, в частности внедрение углепластиковых и гибридных авиационных конструкций в производство вертолетов. Нововведения позволят существенно снизить себестоимость и стоимость эксплуатации машин, увеличить их надежность и долговечность.
Экономическая эффективность вертолетов – одно из ключевых требований, предъявляемых операторами к производителями вертолётной техники. С помощью новейших композиционных материалов Вертолёты России»смогут упрочить свое положение на мировом вертолетном рынке, удовлетворив основное требование покупателей.
В марте 2012 г. Вертолёты России вошли в состав международной ассоциации производителей композиционных материалов, получившей название Карбоновая долина (CFK Valley Stade), по аналогии с Кремниевой долиной в США. Ассоциация расположена в г. Штаде (Германия). CFK Valley Stade объединяет более 100 ведущих мировых производителей высокотехнологичной продукции и научно-исследовательских центров. В ее состав входят крупнейшие мировые производители авиационной и автомобильной техники, а также компании-разработчики инновационных материалов. Среди них EADS, Rolls-Royse, ThyssenKrupp, Volkswagen, General Electric.
Весной 2012 г. группа специалистов холдинга Вертолёты России во главе с генеральным директором Дмитрием Петровым совершила визит в Германию для обмена опытом с коллегами из различных стран мира в области применения композиционных материалов. В период с апреля по август текущего года 32 представителя конструкторских бюро и ряда производственных предприятий холдинга прошли углубленное обучение в CFK Valley Stade по программам проектирования конструкций из композиционных материалов и гибридных авиационных конструкций, а также по программам изучения их структуры, свойств и особенностей эксплуатации.
Параллельно был запущен ряд проектов по внедрению технологий на основе инновационных композиционных материалов в российское вертолетостроение.
В современном вертолётостроении композиционные материалы на основе стекло- либо углеродного волокна применяются в конструкциях лопастей несущего винта и фюзеляжа. Композиционные материалы обладают по сравнению с металлами значительно более высокой усталостной прочностью. За счет этого свойства увеличиваются интервалы сервисного обслуживания, вплоть до перехода к обеспечению эксплуатации вертолета «по состоянию» на текущий момент, снижается стоимость жизненного цикла машины.
Общая практика мирового вертолетостроения такова, что доля композиционных материалов в конструкции составляет 20 и более процентов.
Большинство вертолетов производства холдинга Вертолёты России оснащаются несущими винтами с лопастями из композиционных материалов. Например, детали планера вертолета Ка-62, на 50% выполненные из композиционных материалов, позволяют существенно облегчить конструкцию и повысить экономическую эффективность эксплуатации вертолета.
Композиционные материалы применяются и на легком многоцелевом вертолете Ансат. Втулка несущего винта Ансата - бесшарнирная и «необслуживаемая». Шарниры заменены упругим элементом - композитной балкой-торсионом. Четырехлопастная втулка представляет собой две перекрещивающиеся балки, к каждой из которых крепится по две лопасти. Бесшарнирная система подвески лопастей улучшила управляемость и маневренность вертолета, уменьшила стоимость и массу конструкции, и значительно снизила эксплуатационные расходы. Бесшарнирная торсионная конструкция втулки впервые разработана в нашей стране и имеет значительные перспективы развития.
Специалисты холдинга Вертолёты России продолжают работать над важными проектами, связанными с применением перспективных технологий. Одно из главных направлений исследований мировых вертолетостроительных компаний – улучшение аэродинамических, технологических и экономических характеристик конструкций, имеющих ключевое значение в вертолетостроении- например, лопастей несущего винта, втулки, трансмисии и силовых конструкций фюзеляжа. Внедрение современных композиционных материалов и технологий позволит повысить транспортную эффективность вертолетов при одновременном снижении стоимости эксплуатации, что позволит вертолетам успешно конкурировать с региональной авиацией.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.