Валерий Лукин, ЧТПЗ: хорошо работающее предприятие - это источник доходов государства (интервью)
В сентябре управленческую команду Группы ЧТПЗ Андрея Комарова пополнил финансист Валерий Лукин, который в свое время возглавлял вертолетный холдинг "КАМОВ", с 2006 по 2010 годы работал сначала финансовым, потом генеральным директором холдинга "Русские Машины". Но одним из известных его проектов стала реструктуризация в 2008-2010 годах задолженности Группы "ГАЗ" перед банками на общую сумму 39,3 миллиарда рублей. Аналогичную задачу ему предстоит решить в этом году для Группы ЧТПЗ.
Об этом Валерий Лукин рассказал в интервью агентству "Прайм". С ним беседовал Сергей Падалко.
Вопрос: Валерий Геннадьевич, Ваш приход в ЧТПЗ совпал с переговорами компании о рефинансировании существующей долговой нагрузки. Какие задачи на вас возложены?
Ответ: Акционер ЧТПЗ Андрей Комаров пригласил меня в управленческую команду. Сейчас для ЧТПЗ важно выработать оптимальную поведенческую линию, в том числе, с принятием управленческих решений и использованием нереализованных дополнительных возможностей, в том числе, в продажах продукции на новых рынках, производстве. Посмотреть, где у компании еще есть положительный потенциал. Мы работаем в одной команде – с акционерами, генеральным директором и советом директоров ЧТПЗ.
Вопрос: Почему компания оказалась в такой ситуации, что потребовалось реструктурировать задолженность?
Ответ: Здесь все достаточно просто. Акционеры компании начали строить два новых инвестиционных проекта ("Высота 239" и "Железный озон", ред.) в 2007 году. Если бы подобные проекты национального масштаба реализовывались где-нибудь в Америке или Европе, под это строительство они бы могли получить кредиты на 10-15 лет и где-нибудь под 3% годовых. В данном случае собственники пытались строить на короткие пятилетние кредиты. На более длительный срок банки у нас не привыкли финансировать. Потом грянул кризис 2008-2009 годов. Строительство приостановилось на полтора года, а следовательно - и задержка по вводу в строй мощностей. В результате, когда новые производства только вышли на проектную мощность и еще не стали зарабатывать деньги, предприятию пришлось отдавать кредиты, причем большая часть возврата пришлась на 2012 год. Поэтому в текущем году компания инициировала работу с кредиторами по реструктуризации своей задолженности. Трудности, с которыми сегодня сталкивается компания, носят чисто технический характер, при этом ее экономические показатели - объем производства, выручка, прибыль - положительные и увеличиваются.
Вопрос: Ситуации тогда в ГАЗе и сейчас на ЧТПЗ в чем-то схожи?
Ответ: Схожи, разве что, тем, что ЧТПЗ также необходимо договориться со многими действующими лицами на одинаковых условиях. Что тогда в пуле кредиторов было 22 банка, что сейчас их 20. В остальном причины и мотивы совершенно иные.
Вопрос: Но задача у ЧТПЗ сейчас примерно та же – договориться с банками о реструктуризации долгов под госгарантии?
Ответ: Процесс реструктуризации, как правило, связан с продлением сроков кредитов на 5-7 лет. Но у каждого кредитора в этом процессе разные приоритеты. Для одних главный интерес в большем получении доходов, у другого интересы в большем страховании риска, интересы третьих в срочности, потому что у них нет длинного фондирования. И основная проблема заключается в том, чтобы всех привести к одному знаменателю. А есть государственные гарантии или нет – это уже второй вопрос.
Вопрос: Но если госгарантия есть, это помогает прийти к общему знаменателю со всеми банками?
Ответ: Госгарантия помогает на 100%, потому что на сегодняшний день уровень приемлемых рисков для российских кредитных учреждений на длинный период достаточно высок. Из-за этого банки охотно входят в переговоры на короткий период, на год-два и менее охотно на длинные периоды. А госгарантия придает им большую уверенность в деятельности заемщика на долгосрочную перспективу.
Вопрос: Как действует механизм госгарантии, при каких условиях банк может ей воспользоваться?
Ответ: Госгарантия как таковая предусматривает денежную компенсацию банкам. Тут процедура следующая: если заемщик не способен погасить кредит или допустил дефолт, банк обращает требования к поручителям и залогодателям. С поручителя снимают все возможные денежные средства. Залогодатель должен пройти через процедуру продажи залогового имущества (здания, сооружения, оборудование) и вернуть банку вырученные таким образом деньги. После этого, если банк не получил денежные средства, которые полностью погашали бы заем, он имеет право обратиться к государству за компенсацией недостающей суммы, но на практике такого не случалось на моей памяти.
Вопрос: И какая конечная цель стоит перед вами?
Ответ: Планируем реструктурировать наши обязательства на срок до 7 лет на приемлемых для всех участников переговорного процесса условиях. Можно c уверенностью сказать, что и государство заинтересовано в том, чтобы наше предприятие чувствовало себя хорошо в долгосрочной перспективе. Хорошо работающее предприятие, это источник доходов государства - все цинично.
Вопрос: Наверное, есть "неудобные" банки, которым даже госгарантия не добавляет оптимизма в переговорах по реструктуризации долгов?
Ответ: Все банки удобные. Только работать с ними надо по-разному, к каждому можно найти правильный подход.
Вопрос: А есть особенность использования госгарантий в России?
Ответ: На сегодняшний день в России существует немного собственников, у кого найдутся свободные миллиарды долларов на инвестиции в проекты национального масштаба в промышленности. Вот поэтому государство применяет ряд инструментов для стимулирования появления подобных национальных проектов – это и госгарантии, и компенсация процентной ставки, меры по стимулированию спроса, например, программа утилизации автомобилей.
Вопрос: Если бы Вы пришли в ЧТПЗ, скажем, в 2007-2008 годах, Вы бы тогда поддержали идею акционеров с такими масштабными инвестициями в "белую металлургию", с точки зрения высоких рисков?
Ответ: Я и сейчас считаю, что эти амбициозные проекты были запущены в нужном месте и в нужное время. Да, собственники ЧТПЗ могли бы пойти по пути многих компаний того же профиля, модернизировав старое производство. Оно могло бы работать еще 5-10 лет после реконструкции, а потом его все равно пришлось бы закрыть или опять модернизировать. А новое производство отвечает самым передовым требованиям как минимум на 50 лет вперед. И собственники вполне обдуманно решили сделать большой шаг вперед, построив принципиально новое производство с принципиально новой философией. Фактически эти проекты нацелены на придание профессии рабочего на Урале авторитета, гораздо выше статуса рядового офисного работника в Москве.
Вопрос: Давайте вернемся к процедуре получения государственной гарантии.
Ответ: Как вы знаете, в этом году порядок предоставления госгарантий регламентирован постановлением правительства за номером 825, вышедшим в середине этого августа. Отбор кандидатов на получение госгарантий проводят межведомственная комиссия под председательством заместителя министра экономического развития Олега Савельева и правительственная комиссия под руководством Игоря Шувалова. Предварительную проработку вопроса о предоставлении государственной гарантии проводят Министерство промышленности, Минэкономразвития. Решение о предоставлении госгарантий принимает Министерство финансов. Мы уже провели ряд консультаций со всеми этими ведомствами, по итогам которых убедились, что государство заинтересовано в том, чтобы наше предприятие нормально функционировало в течение длительного времени. Это и понятно. Ведь в итоге все, включая государство, только выиграют. А если не помочь вовремя предприятию, это скажется неминуемо на его работоспособности. Предприятие будет производить хуже и меньше, а значит, государство не дополучит денег в виде налогов. Пока предприятие будет производить меньше и хуже, его место займет какой-то конкурент, причем вряд ли российский. А государство в этом не заинтересовано, так как призвано защищать интересы национального производителя. Вот оно его и защищает, и абсолютно правильно делает.
Вопрос: Значит, формально заявку на получение госгарантий вы уже подали?
Ответ: Официальную заявку на получение госгарантий можно будет подавать только после того, когда будет сформирована позиция всех участников переговоров - заемщик и 20 банков с согласованной структурой и параметрами. Эти параметры, как я уже говорил, именно сейчас формируются. Мы ведем конструктивную работу со всеми ключевыми участниками процесса. Большую помощь оказывает руководство страны. В июле президент дал поручение кабинету министров поставить на контроль процесс организации получения государственных гарантий для ЧТПЗ. Что же касается банков, то здесь ход переговорного процесса я обсуждать не готов. Хочу лишь подчеркнуть, что у нас нет задачи выторговать какие-то условия, которые обидят банки, ни с помощью государства, ни без его помощи. У наших банков-агентов - Сбербанка России и Райффайзенбанка - есть задача максимально справедливо со всех сторон структурировать сделку.
Вопрос: И никакой другой поддержки государства кроме госгарантии по кредитам вам не нужно?
Ответ: Помимо государственных гарантий – никакой. В данном случае мы заинтересованы, чтобы государство поучаствовало в гарантировании стабильной ситуации в течение длительного периода времени, на который банки не готовы принимать риски.
Вопрос: В чем особенность работы банков-координаторов?
Ответ: В процессе реструктуризации долга с 20-ю кредиторами координаторам сделки невозможно учесть абсолютно все пожелания, часть из которых противоречит друг другу. В этих условиях формирование компромиссного решения и приведение всех участников к единой позиции – самая сложная задача!
СПРАВКА:
ЧТПЗ - промышленная группа металлургического комплекса России, является одним из крупнейших отечественных производителей трубной продукции с долей рынка в 2011 году - около 18%. Группа объединяет предприятия и компании черной металлургии - ОАО "Челябинский трубопрокатный завод", ОАО "Первоуральский новотрубный завод", компанию по заготовке и переработке металлолома ООО "Мета", металлоторговое подразделение ЗАО "ТД "Уралтрубосталь" и нефтесервисный дивизион, представленный компанией "Римера". На заводах ЧТПЗ работает около 20 тысяч человек. Выручка группы по МСФО по итогам 2011 года увеличилась на 33% - до 113,971 миллиарда рублей, чистая прибыль - 469,1 миллиона рублей. В 2011 году компания выпустила около 1,7 млн тонн труб. По состоянию на конец 2011 года долг компании оценивался в 110 млрд рублей.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.