Предварительный виртуальный прогон избавил бы производителя от неоправданных затрат

Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте приостановил действие сертификата соответствия на тележки грузовых вагонов модели 18-9836 Motion Control «до устранения выявленных несоответствий установленным техническим параметрам».

Тележки этой модели называют американскими. Они производятся по разработанной в США технологии и спроектированы для эксплуатации в значительно более мягких условиях, чем в России. Компания-разработчик – Amsted rail, изготовитель опытной партии – ЗАО «Промтрактор-Вагон».

Во время подконтрольной эксплуатации тележки дважды осматривала комиссия ведущих специалистов-вагонников. Оба раза документировался сверхнормативный износ колпаков скользунов. Также обнаружены изломы чаши подпятников.

При незначительном по сравнению с эксплуатацией километраже (на момент первого осмотра около 36 тыс. км) найденные дефекты вызвали в профессиональном сообществе серьёзные споры. Встал вопрос, насколько американские тележки допустимы в российских условиях. Специалисты отмечают, что функция колпаков скользунов – увеличение момента трения на повороте тележки под вагоном. И если этот элемент «сточится» – будет нарушена плавность хода. Что не критично. Но при неполадках чаши подпятника тележку под вагоном может заклинить. И тогда возможен сход.

Как отметили на кафедре «Вагоны и вагонное хозяйство» МИИТа, Motion Control просто не соответствует российскому госстандарту. И даже сцеплять «американцев» и «русских» проблематично. «В теории это сделать можно, но на кривой они могут разойтись. Вероятность этого может повыситься, например, когда один вагон будет на возвышенности, а другой нет», – отметил профессор МИИТа Пётр Анисимов.

По его словам, не стоит бездумно перенимать технику государств, где климат несхож с российским. Так, подвижной состав США может быть совсем не подготовлен к резким перепадам температуры или к изношенной путевой инфраструктуре.

А действительный член РАН по специальности «механика» Ирина Горячева считает, что вся беда в том, что перед началом производства опытной партии не были сделаны теоретические расчёты.
«Нужно развивать имитационные модели. Сразу создавать опытную партию и бросать её в эксплуатацию нерационально», – отметила академик.

По словам Ирины Горячевой, если бы учёные, занятые внедрением американской тележки в России, прогнали бы её по «виртуальному пути», они увидели бы все проблемные места. Скажем, если в тележке отсутствует амортизатор – математическая модель показала бы появление серьёзных ударных нагрузок, как следствие – ранний усталостный износ, разрушения и изломы.

Академик убеждена: разработка математических моделей значительно дешевле и быстрее натур-испытаний. Если оперировать ими, то разработчик избежал бы тех трат, которые понёс при создании несовершенных тележек. А так, возможно, он лишь создал целую партию (70 вагонов. – Ред.) не совсем пригодной к эксплуатации в российских условиях техники.

Производитель от комментариев на предмет качества американских тележек и их судьбы в России воздержался. «Если академики и профессора уже все сказали, зачем спрашивать что-то у меня?», - поинтересовался в ответе на запрос журналиста один из высокопоставленных руководителей ЗАО «Промтрактор-Вагон».

Источник: Гудок
Просмотров: 425

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter