НП «Русская Сталь» о недопустимости запрета на продление сроков службы железнодорожного подвижного состава
Начиная с апреля 2013 года Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) по поручению Правительства РФ реализует временный порядок согласования продления срока службы (ПСС) грузовых вагонов не более чем на один год. С учетом процедурной специфики, возникающих финансовых и иных затрат указанная практика, по сути, уже эквивалентна запрету ПСС для многих участников рынка.
Партнёрство разделяет мнения о том, что действующий порядок ПСС и его возможное ужесточение (вплоть до полного запрета в рамках регламента Таможенного союза, выход которого ожидается в августе 2014 года) не обоснованы и ведут к нарастающим негативным последствиям не только для рынка грузоперевозок, но и для системообразующих отраслей-грузоотправителей российской экономики.
В частности,
- запрет ПСС не решает задач, декларируемых как основания для его введения - стимулирования развития в России производств нового подвижного состава с улучшенными эксплуатационными характеристиками при сниженных расходах жизненного цикла и одновременного повышения безопасности грузоперевозок;
- массовое выбытие годных технически, но не прошедших ценз по сроку эксплуатации вагонов, ведет к ухудшению условий деятельности операторов подвижного состава (прежде всего, ввиду масштабного отвлечения средств на замену утилизируемых вагонов и их длительной окупаемости);
- ограничение предложения на рынке услуг по предоставлению подвижного состава под погрузку повлечет рост ставок для потребителей, что противоречит одной из стратегических целей структурного реформирования отечественной системы ж/д перевозок – снижению совокупных транспортных затрат грузовладельцев. Кроме того, можно прогнозировать рост ставок и на альтернативные виды транспортировки (особенно в сегменте автоперевозок);
- резкого увеличения заказов на продукцию российского вагоностроения не произойдет (прежде всего, ввиду свободного конкурентоспособного импорта из Украины и Белоруссии). Однако, стоит ожидать валового снижения заказов у российских вагоноремонтных предприятий. И то, и другое будет иметь каскадирующий негативный эффект для смежных отраслей (в том числе, снижение потребления продукции отечественного горно-металлургического комплекса);
- отсутствует какая-либо ясность ситуации с возможностями обновления парка узкоспециализированного подвижного состава (включая химические цистерны, вагоны изотермического парка), а также парка прочей ж/д техники, эксплуатирующийся с превышением нормативного срока службы, но не обновлявшегося в течение десятилетий (магистральные и маневровые локомотивы, пассажирские вагоны и пр.).
По итогам консультаций с сообществом операторов подвижного состава и НО «Российская ассоциация производителей удобрений» Партнёрство солидарно поддерживает необходимость в очередной раз обратить внимание Правительства РФ на крайнюю актуальность и комплексность проблем, связанных с запретом ПСС, и предложить следующие первоочередные меры по их разрешению:
1. до момента принятия новых правил проведения ПСС в кратчайшие сроки вернуть порядок, действовавший до апреля 2013 года;
2. при разработке положений нового нормативного документа по ПСС:
- по универсальному подвижному составу оценить последствия ограничения ПСС с точки зрения роста транспортных затрат грузовладельцев;
- по специализированным вагонам, учитывая наличие надлежащего уровня безопасности при эксплуатации вагонов для перевозки (включая опасные грузы), а также для обеспечения надежной работы химически опасных производственных предприятий, сохранить ранее действовавший порядок ПСС без изменения;
- обеспечить возможности для участия в формировании и оценке решений экспертов заинтересованных компаний и представителей отраслей-грузоотправителей российской экономики.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.