Грузоперевозки , ИПЕМ | 24 апреля 2014 г. | 11:58

Ликвидация тарифных перекосов - необходимое условие для сохранения конкурентоспособности грузовладельцев

По мнению ИПЕМ, совершенствование тарифной системы, наряду с внедрением новых технологических решений, является одним из необходимых шагов к повышению уровня привлекательности ж/д перевозок для грузовладельцев. Владимир Савчук, руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), отмечает, что за последние 8 лет конкурентоспособность клиентов железных дорог снизилась за счет роста расходов грузовладельцев на железнодорожные перевозки. Так, разрыв между стоимостью перевозок грузов по железным дорогам США и России сократился в 2 раза (средняя стоимость перевозки одной тонны груза в России выросла с 468 руб./т в 2005 г. до 1070 руб./т в 2012 г. и приблизилась к показателям США 747 руб./т и 1319 руб/т соответственно). При этом важно отметить, что в структуре расходов грузовладельцев доля затрат на услуги инфраструктуры и локомотивной тяги ОАО «РЖД» по перевозке груженых вагонов составляет около 55%. Остальные 45% составляют платежи за аренду вагонов и перевозку порожняка.

По мнению Владимира Савчука, существующая тарифная система имеет серьезные перекосы, которые оказывают влияние на развитие железнодорожных перевозок и их конкурентную борьбу с перевозками другими видами транспорта.

Эксперт ИПЕМ сделал акцент на различия в стоимости перевозок грузов различных классов. К примеру, разница между стоимостью перевозки грузов I и II класса на 1000 км составляет 58%, II и III класса – лишь 6,7%. При увеличении расстояния перевозки до 10 000 км разница между тарифами на перевозку высокодоходных грузов II и III класса фактически нивелируется (0,5%), а между I и II классами, наоборот, увеличивается до 71%. Кроме того, на перевозку определенных видов грузов (уголь, черные металлы, нефть) на дальние расстояния действуют скидки. Наличие значительного количества скидок и поправочных коэффициентов фактически «размывает» различия между отдельными классами грузов. Так, ряд грузов 3 и 2 тарифного классов перевозится по уровню тарифа 1 класса (например крошка стеклянная, соль пищевая), а грузы 1 класса – по третьему (глинозем).

Тарифные решения самым непосредственным образом оказывают влияние на инвестиционные процессы в отрасли. Владимир Савчук напомнил, что в 2007 году ФСТ установила различную индексацию тарифных схем на перевозку грузов в приватном и в инвентарном парке полувагонов, что привело к значительному росту инвестиций в приватный парк. В то же время механизма саморегуляции объемов закупаемого парка заложено не было, что привело к переизбытку парка. Еще одним этапом развития тарифной системы стала унификация международных и внутренних тарифов, которая, повлияла на распределение объема экспортных перевозок между погранпереходами и припортовыми станциями.

Эксперт ИПЕМ представил прогнозный расчет средней стоимости перевозки различными видами транспорта в зависимости от объема затрат на развитие инфраструктуры с учетом различных сценариев, предусмотренных Транспортной стратегией до 2030 года. В случае реализации инновационного варианта средняя стоимость перевозки в 2030 году вырастет на 19% и составит 1,58 руб./т-км по сравнению с 1,33 руб./т-км в 2012 году. При этом средневзвешенная стоимость перевозки на железнодорожном транспорте снизится на 5% и составит 0,7 руб./т-км, а на автомобильном транспорте – увеличится на 4%, до 4,91 руб./т-км.

В случае реализации базового варианта средняя стоимость перевозки в 2030 году вырастет практически на треть и составит 1,68 руб./т-км. Средневзвешенная стоимость перевозки на железнодорожном транспорте увеличится на 1% и составит 0,75 руб./т-км, на автомобильном транспорте стоимость перевозки увеличится на 6% до 5,04 руб./т-км.

В заключение Владимир Савчук выделил несколько решений по гармонизации тарифной системы. Среди них:

- использование единых принципов регулирования стоимости услуг по предоставлению вагонов для общего (ОАО «РЖД») и приватного (частные компании-операторы) парков;
- определение уровня ежегодной индексации тарифов с учетом рационального распределения торговых наценок в отраслях экономики России и платежеспособности (с применением межотраслевого баланса), а также формирования необходимых инвестиционных ресурсов на ж/д транспорте;
- установление долгосрочных периодов тарифного регулирования и пересмотр тарифных схем (ставок и коэффициентов) Прейскуранта 10-01 по завершению подобного периода в зависимости от структуры перевозок, расходов и доходов;
- рассмотрение вопроса об отмене практики поддержки различных отраслей промышленности России за счет ж/д тарифов, использование иных механизмов поддержки (субсидирование, налоговые льготы), не изменяющих общую тарифную систему или компенсации перевозчикам скидок, предоставляемых государством;
- ускорение процесса внедрения сетевого контракта.

ИПЕМ выступает партнером конференции "Металлургия и грузоперевозки".

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 74

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter