Развитие железнодорожной инфраструктуры на востоке России целесообразно как экономически, так и политически
Руководитель Департамента исследований железнодорожного транспорта Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук уверен, что, несмотря на турбулентную экономическую ситуацию в экономике, угольная отрасль продолжает оставаться одним из самых динамично растущих сегментов грузового железнодорожного транспорта. Так, в 2013 году добыча угля в Кемеровской области поставила очередной рекорд и выросла до уровня 198 млн т, а экспортные перевозки же всего угля из России за период 2010-2013 годов выросли почти в 1,5 раза и составили 141,6 млн т.
Владимир Савчук отмечает, что перевозки угля составляют значительную долю грузовых перевозок РЖД, однако эффект от перевозок угля для экономики железнодорожного транспорта неоднозначен. С одной стороны, минимальная ставка перевозки угля на Дальний Восток способствует конкурентоспособности российских угольщиков на мировом рынке, с другой - не покрывает расходы перевозчика на перевозку и существенно ограничивает доходы железнодорожников (перевозки угля составляют 15% в доходах от грузоперевозок при доле 24% в погрузке), которые можно было бы направить на развитие инфраструктуры и обновление подвижного состава.
При этом несбалансированность существующей тарифной системы, в частности, значительная заниженность ставок на перевозку угля по сравнению с перевозкой других грузов приводит к тому, что РЖД в планах развития инфраструктуры ориентируется, в первую очередь, на обеспечение потребностей таких высокодоходных грузов, как минеральные удобрения и нефть.
Отдельно эксперт указывает на отсутствии синхронизации развития угольной отрасли и железнодорожной инфраструктуры. Так, по мнению Владимира Савчук, в последней программе развития угольной отрасли РФ прогнозы объемов перевозок были существенно занижены. В то же время железнодорожники в формировании своей стратегии развития инфраструктуры отталкивались именно от этой программы. Таким образом высока вероятность отставания планов развития инфраструктуры от потребностей экономики. При этом, по словам Владимира Савчука, ситуация осложняется вхождением в состав России Крымского полуострова, что потребует дополнительных вложений в развитие и его инфраструктуры.
Сегодня необходимо уходить от режима тактического краткосрочного решения проблем к долгосрочному стратегическому планированию. В частности, в связи с политическими трудностями ИПЕМ ожидает второго этапа переориентации российских грузов на азиатский рынок сбыта. В данной ситуации развитие Восточного железнодорожного полигона становится крайне актуальным. При этом вложения в развитие данного направления создаст значительные источники для возврата средств. Так, по расчетам ИПЕМ, рост экспортных объемов перевозок угля на 28 млн т в год позволит:
- создать до 14 тысяч новых рабочих мест;
- получить около 7,3 млрд рублей прямый налогов в год;
- получить дополнительные налоговые поступления в экономике на уровне не менее 10-15 млрд рублей в год;
- привлечь дополнительные инвестиции в основной капитал добывающих предприятий на уровне 11,2-42 млрд рублей;
- привлечь дополнительные инвестиции в расширение портовой инфраструктуры на уровне 11,2-16,8 млрд рублей.
Существует и ряд рисков, связанных с нереализацией инфраструктурных проектов на железнодорожном транспорте. Среди основных:
- снижение конкурентоспособности угольных предприятий,
- снижение роста экономики России,
- возникновение ограничений для экспорта угля в связи со снижением инвестиций в развитие портовых мощностей.
ИПЕМ выступит партнером проведения 2-й конференции "Металлургия и грузоперевозки", которая пройдет 12 ноября в рамках выставки МеталлТрансЛогистик'2013.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.