Состояние рынка железнодорожных перевозок
В марте 2014г. объем погрузки составил 104,4 млн т (-0,4% или -0,5 млн т к марту 2013г.), грузооборот без учета пробега вагонов в порожнем состоянии - 177,7 млрд т-км (+5,6% или +9,4 млрд т-км).
Грузовые перевозки на сети РЖД
Уголь. В марте 2014г. перевезено 26,0 млн т угля (-2,3% по сравнению c мартом 2013г.), грузооборот составил 69,6 млрд т-км (+8,3% к марту 2013г.). На фоне общего снижения объемов погрузки следует отметить рост отправок на Северо-Кавказской дороге (+43% к марту 2013 г.) за счет отправок со станций Гуково-Экспорт (+327% к марту 2013г.) и Чапаевка (+73% к марту 2013г.).
Снижение погрузки угля обусловлено несколькими факторами. Во-первых, снизилась погрузка бурого угля (на 959 тыс. т. по сравнению с мартом 2013г.) во внутреннем направлении в основном из Иркутской области, Красноярского и Приморского краев. Во-вторых, снизилась погрузка угля марки Д (на 397 тыс. т.) на внутренних перевозках из Иркутской области, Приморского края и республики Хакасия, а также снизилась погрузка каменного угля (на 558 тыс. т.) во внутреннем направлении в основном из Челябинской и Курганской областей.
Основными драйверами роста грузооборота угля в первом квартале были экспортные отправки со станции Белово (отправитель УК “Кузбассразрезуголь”, рост грузооборота в 2 раза к марту 2013г.), а также открылись новые экспортные направления - отправки ЗАО “ОФ “Листвяжная” через станцию Мереть (рост грузооборота составил 1,8 млрд т-км ).
Цены на уголь в марте 2014 г. выросли до уровня марта 2013г. - $78 за тонну - увеличившись на $5 по сравнению с февралем 2014г.
Нефть и нефтепродукты. В марте 2014г. объем перевозок нефти и нефтепродуктов, исключая сжиженный углеводородный газ, составил 20,4 млн т (+3,3%), грузооборот – 30,8 млрд т-км (+7,2%). Внутренние перевозки выросли на 4,7%, экспортные – на 2% (по сравнению с мартом 2013г.).
Объем перевозок увеличился благодаря росту отправок газового конденсата (на 367 тыс. т.) во внутреннем направлении со станции Лимбей и росту отправок топлива с температурой вспышки ниже 61C (на 590 тыс. т.) в экспортном направлении со станции Татьянка.
Грузооборот увеличился за счет отправок во внутреннем направлении ЗАО “РН-Транс” (+1,6 млрд т-км) со станций Новосергиевск, Суховская и Уяр и ООО “Новатэк-Транссервис” (+1,3 млрд т-км) со станции Лимбей.
Цены на нефть марки Brent находились на уровне $108 за баррель. Нефть остается единственным первичным ресурсом с относительно стабильной ценой в последние два года.
Сжиженный углеводородный газ. В марте 2014г. объем перевозок составил 2,5 млн т (+4,5%), грузооборот - 5,9 млрд т-км (+5,1%).
Цена на газ составила €21,4 за МВт-ч, снизившись на 26% по сравнению с мартом 2013г.
Строительные грузы. Общий объем перевозок строительных грузов в марте 2014г. составил 14,8 млн т (-6,1%), грузооборот - 9,6 млрд т-км (+2,0%). Объемы погрузки снизились на Северо-Кавказской и Приволжской дорогах (на 34% и 17% соответственно) и увеличились на Восточно-Сибирской (41%) и Красноярской (21%) дорогах.
Черные металлы. В марте 2014г. объем перевозок черных металлов составил 6,3 млн т (-0,5%), грузооборот - 9,5 млрд т-км (-7,1%).
Грузооборот уменьшился вследствие снижения экспортных отправок в Тайвань ОАО “Евраз ЗСМК” (-498 млн т-км) в основном через станцию Новокузнецк-Северный и экспортных отправок на Филиппины ОАО “ЧМК” (-313 млн т-км) со станции Металлургическая.
Цены на сталь находились на уровне $510 за тонну, снизившись на 9,7% по сравнению с мартом 2013г.
Железная руда. В марте 2014г. объем перевозок железной руды составил 9,2 млн т (-4,3%), грузооборот - 9,4 млрд т-км (+2,0%).
Цены на руду составили $117 за тонну, что на 14,9% ниже показателей марта 2013г. По сравнению с февралем 2014г. уменьшение составило 1,1%.
Лом. В марте 2014г. объем перевозок лома составил 1,2 млн т (+0,01%), грузооборот - 1,1 млрд т-км (+13,5%).
Цветные металлы, руды и концентраты. В марте 2014г. объем погрузки цветных металлов составил 2,0 млн т (-0,9%), грузооборот - 2,9 млрд т-км (-5,0%).
Цены на медь находились на уровне $6 684 за тонну, снизившись на 9,8% по сравнению с мартом 2013г.
Зерновые культуры. В марте 2014г. объем перевозок зерновых культур составил 1,3 млн т (+160%), грузооборот - 2,6 млрд т-км (+35,9%). Цены на зерно в марте 2014г. находились на уровне $230 за тонну, снизившись на треть по сравнению с мартом 2013г.
Удобрения. В марте 2014г. погрузка удобрений составила 4,4 млн т (+7,3%), грузооборот - 7,3 млрд т-км (+5,3%). Цена на диаммоний фосфата составила $560 за тонну, что на 11,2% выше цены марта прошлого года.
Производство подвижного состава на «пространстве 1520»
В марте 2014г. заводами СНГ было произведено 6,6 тыс. вагонов, что на 2,5% меньше показателей марта 2013г. Российские заводы произвели 5,2 тыс. вагонов, что на 25% больше, чем в марте 2013г. Украинскими заводами построено 0,6 тыс. вагонов, что в 3,6 раза ниже, чем в марте 2013г. Цены на полувагоны, платформы, хопперы и нефтебензиновые цистерны продолжают снижаться и находятся практически на одном уровне в диапазоне $44 000 - $50 000 за единицу.
Полувагоны. В марте 2014г. построено более 3,1 тыс. полувагонов, что на 19% выше производства в марте 2013г. “Казахстанская вагоностроительная компания” и “Уралвагонзавод” сократили производство полувагонов. Цены на полувагоны находились в диапазоне $43 000 - $45 000.
Нефтебензиновые цистерны. В марте 2014г. произведено около 0,8 тыс. нефтяных цистерн (в два раза меньше, чем в марте 2013г.). Украинские заводы приостановили производство цистерн для нефтепродуктов. Цены на нефтебензиновые цистерны находились в диапазоне $46 000 - $50 000 за единицу.
Хопперы. В марте 2014г. построено 1,0 тыс. хопперов (на четверть меньше чем в марте 2013г.). Из них 0,5 тыс. ед. – цементовозы, 0,3 тыс. ед. – минераловозы, 0,1 тыс. ед. – зерновозы и 0,1 тыс. ед – дозаторы. Цены на зерновозы находились в диапазоне $47 000 - $48 000, что на 40% ниже цен марта 2013г., цены на минераловозы находились в диапазоне $48 000 - $50 000 за ед., цены на цементовозы были на уровне $48 000 – $50 000 за ед.
Крытые вагоны. В марте 2014г. построено 0,6 крытых вагонов (на 20% больше, чем в марте 2013г.). Цены на крытые вагоны находились в диапазоне $58 000 - $63 000 за ед.
Газовые цистерны. В марте 2014г. было построено 0,21 тыс. единиц газовых цистерн (в два раза меньше, чем в марте 2013г.). Цены на данный вид подвижного состава в марте находились в диапазоне $61 000 - $65 000 за ед.
Платформы. В марте 2014г. построено 0,4 тыс. фитинговых платформ, что в 4 раза больше показателя марта 2013г., и, около 0,3 тыс. универсальных платформ (в 7 раз больше, чем в марте 2013г.). Цены на разные типы платформ в марте 2014г. находились в диапазоне $47 000 - $51 000 за ед.
Российский рынок оперативного лизинга подвижного состава
В марте текущего года ставки на полувагоны в рублевом выражении составили 450-500 рублей в сутки, что в долларовом выражении эквивалентно $12,5-$14 в сутки. Ставки на все остальные виды подвижного состава также снизились относительно показателей декабря 2013г. (Данные по производству подвижного состава предоставлены информационным сервисом «Рынок подвижного состава».)
Суточные ставки на крытые вагоны в марте 2014г. снизились до уровня $28-$30. Суточные ставки на универсальные и фитинговые платформы снизились до уровня $24 и $22, соответственно. Ставка на хопперы-зерновозы составила $25 в сутки. Ставки на минераловозы и цементовозы составила $24. Суточные ставки на нефтебензиновые цистерны снизились и находились в диапазоне $24-$25. Ставки на газовые цистерны снизились до уровня $36.
Состояние текущего российского парка грузовых вагонов
При увеличении средней дистанции перевозки и отсутствии роста объемов перевозок в марте 2014г., парк незадействованных вагонов уменьшился до 221 тыс. ед., что составляет около 18% общего парка. По оценкам экспертов Brunswick Rail, профицит вагонов в марте 2014г. составил около 130-135 тыс. вагонов.
Коэффициент порожнего пробега снизился с 78% в феврале 2014г. и составил 75% в марте 2014г.
Проблемы перевозки металлургических грузов будет обсуждаться в ходе конференции "Металлургия и грузоперевозки", которая пройдет 12 ноября в рамках выставки МеталлТрансЛогистик'2013.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.