Северсталь уперлась в «коксовый нюанс»
В середине прошлой недели Фонд госимущества Украины опубликовал условия конкурса по приватизации 93,02% акций Криворожстали (7% будут распределены по льготной подписке среди руководителей предприятия (5%) и его работников), которые вызвали бурю негодования со стороны одного из основных претендентов на комбинат – российской Северстали. Квалификационные условия достаточно безобидны и требуют от участников конкурса прибыльной деятельности в течение как минимум двух лет и соответствия хотя бы одному из следующих условий: ведение в течение последних трех лет экономической деятельности по производству проката черных металлов в объеме не менее 2 млн т в год; ведение в течение последних трех лет экономической деятельности по производству и реализации продукции, используемой как основное сырье для производства проката черных металлов, а именно кокса украинского производства в объеме не менее чем 1 млн т в год; ведение в течение последних трех лет экономической деятельности по выпуску основной продукции, для производства которой используется прокат черных металлов, в объеме не менее чем 200 тыс. т в год; осуществление в течение одного года непосредственного контроля вышеуказанных прибыльно работающих предприятий. Основная «мина» в условиях конкурса заложена в дополнительных требованиях к претендентам. «И претендент, действующий самостоятельно, и хотя бы один из членов консорциума должны иметь коксовый бизнес на Украине в соответствии с условиями конкурса», – пояснил RBC daily суть дополнительных требований Владимир Чердаков, начальник управления конкурсных продаж Фонда имущества Украины. «Коксовый нюанс», присутствующий в условиях конкурса, фактически ограничивает круг претендентов украинскими предприятиями, поскольку ни одна иностранная компания не имеет на Украине своего коксового бизнеса. Именно это вызвало бурю возмущения со стороны Северстали. Впрочем, российская компания не намерена отступаться и пока продолжает поиск украинских партнеров. Если партнер не найдется, то Северсталь подаст заявку только от себя и Arcelor, а в случае недопуска консорциума к участию в конкурсе намерена обратиться в международные суды.
Украинские эксперты полагают, что компании будет очень сложно найти партнеров на Украине, которые бы рискнули пойти против Интерпайпа. «На уровне официальной информации очень сложно понять, есть ли на Украине независимые производители кокса, – заявил RBC daily А. Печерицын, начальник отдела аналитических исследований Альфа-Банка (Украина). – Все производители от чего-то зависят, поскольку включены в единую производственную цепочку». В. Остапенко, руководитель инвестиционно-банковского департамента ФК Сократ, еще более категоричен. «Другие производители кокса, за исключением Криворожстали, уже давно разобраны, и независимых производителей нет, – заявил он RBC daily. – Среди недонецких собственников коксовых активов можно назвать Приватбанк и Укрсиббанк, но они вряд ли захотят сотрудничать с Северсталью. По словам эксперта, конкурс изначально писался под Интерпайп и группу Систем Капитал Менеджмент (СКМ), а поэтому надеяться на то, что кто-либо пройдет по условиям, не нужно.
Еще один крупный производитель кокса на Украине и совладелец трех коксохимических предприятий, донецкая группа АРС, также вряд ли пойдет на альянс с Северсталью. «Эта компания расположена в Донецком регионе, как и СКМ, – сомневается А. Печерицын. – Зачастую компании в Донбассе держатся друг друга и действуют сплоченно». Аналитики также отмечают, что Северстали не стоит рассчитывать на судебную защиту своих интересов. «Ни один конкурс с подобными ограничивающими условиями на Украине отменен не был, – говорит В. Остапенко. – Международные суды компании также ничего не дадут, поскольку никаких формальных ограничений в условиях конкурса нет, просто они составлены нужным образом. И вряд ли у компании хватит ресурса «давить» на украинское правительство, учитывая то, что здесь заинтересован Интерпайп».
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.