Русская Сталь выступает против повышения тарифов на железнодорожные перевозки РЖД выше уровня инфляции предыдущего года
9 июля Президент Российской Федерации поручил Правительству совместно с РЖД принять решение об индексации тарифов на перевозку грузов в 2015 году на уровне до 10% (выше инфляции) «в целях недопущения убытков акционерного общества».
Национальная ассоциация металлургической отрасли России НП Русская Сталь полагает, что необоснованный рынком или иными объективными факторами рост тарифов негативно повлияет на финансовое состояние предприятий отечественного металлургического комплекса и усугубит ситуацию в российских регионах, большинство из которых являются дефицитными. Фактически это попытка перераспределить прибыль в пользу РЖД без каких-либо признаков улучшения качества услуг или повышения эффективности работы монополии. Соответствующее обращение к Председателю Правительства РФ Д.А. Медведеву направлено за подписью Президента НП Русская Сталь, Генерального Директора Северсталь А.А. Мордашова.
Железнодорожный тариф оказывает существенное влияние на себестоимость готовой продукции в металлургии. Для отрасли характерны значительные расстояния перевозки сырья и доставки продукции до конечных потребителей или портов. Так среднее расстояние перевозки металлолома составляет 847 км, угля – 1 320 км, стальной продукции на экспорт – 1 641 км. Кроме того, для производства одной тонны продукции предварительно необходимо перевезти около 3,5 тонн сырья и материалов. При увеличении тарифа на 1 рубль суммарные издержки металлургических предприятий увеличиваются более чем на 4,5 рубля, пропорционально увеличивая стоимость готовой металлопродукции для потребителя.
Сравнение общих транспортных издержек при производстве стальных полуфабрикатов в России с показателями основных мировых конкурентов (Китай, Япония, Южная Корея) показывает, что с 2002 года в течение 12 лет идет опережающий рост тарифов на перевозку в России: 65 долл США за 1 тонну против 14 долл США за 1 тонну. В себестоимости стальных полуфабрикатов трубной продукции, предназначенных для экспорта, ж/д тариф в России составляет значительную долю (от 5% до 16%).
Опережающий рост ж/д тарифа уже привел к закрытию низкомаржинальных металлургических производств, например, производство чугуна на экспорт («Свободный Сокол» - г. Липецк). В случае же продолжения индексации ж/д тарифа на уровне равном или превышающем инфляцию возникает угроза закрытия других более маржинальных производственных цепочек – производство стального полуфабриката на экспорт. Кроме того, наметилось снижение грузопотока железных дорог в пользу автотранспорта. Эта тенденция будет продолжаться, что, в свою очередь, отразится на доходах РЖД и приведет к коллапсу автодорог на многих направлениях.
При этом рост тарифов не ведет к улучшению условий перевозок. В период 2009-2013 гг. скорость движения снизилась на 20%, а доля отправок с просроченным сроком доставки выросла с 23% до 31%.
НП Русская Сталь намерено обратить внимание Правительства РФ на проблему необоснованного и некомпенсируемого роста ж/д тарифов и предлагает следующие меры:
1) не допустить рост тарифов естественных монополий выше уровня инфляции предыдущего года;
2) переход на долгосрочное (до пяти лет) тарифообразование в сфере грузовых железнодорожных перевозок;
3) пресечение точечного роста тарифа через изменение тарифных расстояний перевозки и продажу дополнительных услуг (движение по расписанию, особые условия перевозки).
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.