Грузоперевозки | 14 августа 2014 г. | 15:56

Перспективы операторского движения в России отнюдь не радужны

Вагонный парк Российской Федерации сегодня составляет порядка 1 218 000 грузовых вагонов. Почти половина российского парка 558 000 единиц – это полувагоны. Оперируют вагонами, т.е. используют их для целей извлечения прибыли около 250 операторских компаний. Долгосрочная задолженность операторских компаний составляет более триллиона рублей по состоянию на 01.01.2013 г. Динамика рентабельности практически всех операторских компаний носит отрицательный характер. Такие данные привела председатель НП ОЖдПС Ольга Лукьянова, выступая на конференции «Перевозка грузов по ж/д: рост тарифов и договоры на особых условиях».

Малые и средние операторы, члены НП ОЖдПС имели среднюю рентабельность – 3 % в 2013 г. против 14 % в 2012 году. Падение доходности операторского бизнеса объясняется снижением ставок на предоставляемый подвижной состав, которое в свою очередь вызвано одновременно двумя причинами – профицитом подвижного состава и конкуренцией между операторами.

Ставки на предоставление практически всех типов подвижного состава за последние полтора года имели стойкую тенденцию к снижению - как на рынке долгосрочных контрактов, так и на так называемом спотовом рынке. Причем тенденцию к снижению ставок затронула все типы подвижного состава, даже те, где не наблюдается устойчивого профицита или острой конкуренции между операторами, например, в сфере перевозок грузов изотермическим подвижным составом или вагонами-самосвалами. Если рассматривать ставки операторов как ежесуточный доход, получаемый в результате вычитания из ежемесячной доходности вагона расходов на порожний пробег, то получается, что по полувагонам ежесуточная ставка сегодня составляет 500 рублей без НДС, по крытым вагонам - 650, по универсальным и фитинговым платформам — 600 руб. По зерновозам, цементовозам и изотермического подвижному составу немного другая ситуация, там ставки доходят до 1000 рублей и более в сутки, но надо понимать, что этот подвижной состав часть времени года слабо задействован в связи с особенностью грузовой базы.

Универсальный подвижной состав становится нерентабелен для малых операторов. Деятельность небольшого оператора универсального парка становится крайне неустойчивой. У крупных операторов массовость продаж своих услуг компенсирует низкую рентабельность. Т.е. универсальный парк относительно выгодно эксплуатировать только крупным собственникам. Средние и малые операторы, работающие в сегменте универсального парка, сегодня за небольшим исключением расходуют весь заработок на сохранение, а не на развитие бизнеса. К основным вызовам, вставшим сегодня перед операторским сообществом можно отнести следующие:
1. Постоянное превышение предложения вагонного парка относительно спроса грузоотправителей – профицит вагонного парка.
2. Низкие ставки на предоставление подвижного состава, не позволяющие окупать новый подвижной состав.
3. Массовое нарушение обязательств клиентами по оплате, оказанных операторами услуг.
4. Регулирование порядка перемещения порожних вагонов со стороны ОАО «РЖД» на основе принципов закрытости, внезапности, непредсказуемости, приоритета собственных интересов перевозчика над интересами своих контрагентов.
5. Предстоящее введение принципа платности занятия инфраструктуры.
6. Высокая степень закредитованности операторского бизнеса.
7. Усложнение или запрещение процедуры продления срока службы грузовых вагонов.
8. Принуждение со стороны государства к обновлению вагонного парка.
9. Ужесточение правил содержания и эксплуатации подвижного состава.
10. Введение запретов на погрузку вагонов российской администрации в сопредельных государствах - вагонный протекционизм.
11. Массовые случаи признания вагонов неисправными – фиктивный текущий ремонт.
12. Сокращение числа поставщиков вагонов и деталей за счет исключения украинских вагоностроителей.

Если сохранится давление указанных факторов, уже через два-три года можно получить рынок, жестко поделенный между пять-шестью операторами.

Проблемы транспортировки грузов будут обсуждаться на конференции «Металлургия и грузоперевозки», которая пройдет 12 ноября в Москве в рамках выставки «МеталлТрансЛогистик».

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 98

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter