Мониторинг ситуации в промышленности – август 2014
Потребление электроэнергии в августе 2014 года в целом по России выросло (+1,3% к августу 2013 года) при более высоких среднемесячных температурах (см. слайд №9). С начала года потребление электроэнергии упало на 0,6% к аналогичному периоду 2013 года, при этом суточные максимумы потребления мощности в августе продолжили расти (+1,7% к соответствующему месяцу прошлого года). Таким образом по итогам августа 2014 года тренд, связанный с изменением роли различных потребителей в энергосистеме сохраняется. Напомним, что максимумы потребления мощности растут уже четвертый месяц подряд (+0,8% в июле, +0,2% в июне, +2,3% в мае). Неравномерность суточных графиков потребления мощности растет при снижении объемов потребления электроэнергии, следовательно доля промышленности в электробалансе снижается, и потребление смещается в непромышленные сферы (население, торговля, сфера услуг, электрифицированный транспорт).
По итогам августа 2014 года российская промышленность продолжает стагнировать без явных признаков оживления. Текущие результаты и ближайшие перспективы развития российской экономики в целом и промышленности в частности все сильнее зависят от тех ограничений, которые накладываются зарубежными странами на различные сектора российской экономики. Прежде всего страдает инвестиционная составляющая спроса. Показатели по чистому оттоку капитала согласно данным ЦБ в период январь-июль 2014 года значительно превышает данный показатель за соответствующий период 2013 года (74,6 млрд долл. Против 33,7 млрд долл.). Рекордные цифры по оттоку вызывают спад инвестиционной активности. Так, объем инвестиций в основной капитал с начала 2014 года находится в отрицательной зоне приростов (-4,8% в первом квартале, -2,8% в первом полугодии). Ожидается сохранение в ближайшей перспективе высоких показателей по оттоку капитала, что негативно повлияет на инфляционные ожидания.
Не лучшие времена переживает автомобильный рынок. Первые признаки ухудшения ситуации на рынке легковых автомобилей по времени совпали с окончанием программы льготного автокредитования в конце 2013 года. По итогам I квартала 2014 года продажи легковых автомобилей упали более чем на 6%.
Товарные запасы автодилеров к концу второго квартала на 20% превышали их реальные возможности продаж. С целью выполнения планов производства в первой половине 2014 года производители вынуждали дилеров выкупать машины в обмен на бонусы. В итоге продажи новых легковых автомобилей в России во втором квартале 2014 года снизились на 12,4%, показывая нисходящую динамику: -8% в апреле, -12% в мае, -17,3% по итогам июня. К сожалению, сжатие автомобильного рынка продолжилось, набрав скорость в июле (-22,9%) и в августе (-25,8%). По итогам периода январь-август 2014 г. российский автомобильный рынок снизился на 12,1%.
Очевидно, что в свете ответных ограничений, у российской промышленности появляется шанс на дополнительный (компенсационный) рост, связанный с реализацией мер по импортозамещению. В сложившихся условиях отрасль сельского хозяйства может выступить одним из драйвером в развитии малого и среднего бизнеса. Однако данный процесс для большинства секторов будет заметно растянут во времени. Гораздо больший мгновенный эффект окажет возможный дополнительный рост цен в секторах, ориентированных на потребительский спрос.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.