Грузоперевозки | 06 октября 2014 г. | 11:21

Темпы падения погрузки и роста грузооборота замедлились

В августе 2014г. объем перевозок был по-прежнему ниже показателей прошлого года (105,8 млн тонн), но темпы падения замедлились (-1,6% к августу 2013г. против -3,4% в июле к аналогичному периоду 2013г.)

Драйверы падения остались прежними. В августе отрицательную динамику по сравнению с августом 2013г. демонстрировали строительные грузы и цемент:-19,2% и -8,1% соответственно.
Одновременно с этим выросли перевозки угля (+4,0%), нефти и нефтепродуктов (+3,4%), черных металлов (+6,9%), минеральных удобрений (+2,5%) и зерна (+20%).

Постепенно начали замедляться темпы роста грузооборота. В августе 2014г. грузооборот составил 191,4 млрд т-км, что на 4,2% выше уровня августа 2013г. (в июле +6,0% к 2013г.). Замедление роста грузооборота обусловлено снижением доли экспорта российских грузов по железной дороге в августе.

Новости по теме

Отчасти сокращение объемов перевозок по железной дороге замедлилось из-за ограниченных возможностей доставки грузов внутренним водным транспортом. Падение уровня воды в реках направило большой грузопоток угля, нефтепродуктов, металлопроката, лома и кокса на ж/д сеть. Однако говорить о долгосрочном позитивном тренде восстановления погрузки на железной дороге преждевременно.

В конце года фактор «низкой воды» перестанет играть свою роль, и, вероятно, перевозки большинства грузов железнодорожным транспортом продолжат снижаться относительно уровня прошлого года.

Строительные грузы и цемент — основной драйвер падения перевозок

В августе погрузка строительных грузов и цемента на сети РЖД составила 13,5 млн т (-19,2% к августу 2013г.) и 3,4 млн т (-8,1%) соответственно. Всего с начала года было погружено 96,7 млн т строительных грузов (-16,9% к уровню прошлого года) и 22,6 млн т цемента (-7,0%).

Падение перевозок обусловлено двумя основными факторами — завершением строительства олимпийских объектов в Сочи и снижением темпов возведения крупных промышленных объектов.
Поставки цемента и строительных грузов в Краснодарский край после завершения подготовки к Олимпиаде относительно 8 месяцев 2013г. сократились вдвое. Но уже в 2015г. в соседней Карачаево-Черкесской республике намечено строительство крупных проектов с государственной поддержкой, объем инвестиций составит более 160 млрд руб. Так, например, планируется развитие всесезонного курорта «Архыз», включенного в проект туристического кластера в соответствии с постановлением правительства РФ. В результате, в 2015-2016гг. объемы поставок строительных материалов в ЮФО начнут восстанавливаться.

Частные промышленные предприятия снизили свои планы по строительству, вследствие ограниченного доступа к европейскому и американскому финансированию многие инвестпроекты по возведению промышленных объектов пришлось приостановить. Чтобы возобновить работы, потребуется время для выстраивания отношений с азиатскими банками, которые готовы предложить свои услуги. В результате, спрос на строительные материалы, в т. ч. цемент, может сохраниться на текущем низком уровне как минимум в течение 2015г.

Вместе с тем, спрос на цемент в жилищном секторе остается на высоком уровне. В значительной степени это обусловлено длительностью цикла строительства. Сейчас возводятся объекты, финансирование которых было получено в посткризисные 2010-2012гг. С другой стороны, из-за ослабления курса рубля население предпочитает вкладывать свои сбережения в недвижимость. Но в среднесрочной перспективе спрос на жилье может снизиться на фоне замедления темпов роста реальных располагаемых денежных доходов (рост на 0,2% в январе-июле 2014г. против 4,3% в 2013г.) и увеличения ставок по ипотечным кредитам.

В целом, восстановление массового спроса на цемент не произойдет ранее 2016г., ожидаемого начала интенсивной подготовки к Чемпионату мира по футболу — 2018.

Уголь — рост экспортного грузопотока
В августе погрузка угля на сети РЖД составила 26,2 млн т (+4,0%). За 8 месяцев 2014г. было погружено 202,3 млн т угля (+0,2% к январю-августу 2013г.) В структуре перевозок угля в 2014г. наблюдаются существенные изменения к показателям 2013г. Объем внутреннего потребления снизился на 7,0%, в то время как экспортные поставки выросли и перераспределились. Экспорт в такие страны, как Нидерланды, Корея и Китай, сократился более чем наполовину. В то же время на 16-30% увеличились поставки в Японию, Великобританию, Турцию и Финляндию.

Уменьшение объемов перевозок российского угля в Китай обусловлено внутренней программой снижения потребления угля в экономике КНР, запущенной в 2012 году. Энергосистема Китая постепенно переориентируется на альтернативные виды топлива, например, природный газ, доля которого в производстве энергии может удвоиться к 2020г. Таким образом, в 2014г., по прогнозам правительства Китая, рост потребления угля может замедлиться до 1-2% к 2013г. (по сравнению с ростом на 8,6% в 2012 г. к 2011 г.).

В среднесрочной перспективе закупки угля Китаем на внешних рынках могут сократиться также за счет расширения собственной железнодорожной сети Китая. Это позволит удешевить доставку угля на китайские предприятия, расположенные на побережье, из угледобывающих регионов внутри страны и снизить долю импортных поставок. Однако в настоящее время Китай по-прежнему является крупнейшим потребителем угля, генерируя около трети мирового спроса на данный вид энергоносителя.

Япония же постепенно увеличивает потребление угля вслед за изменениями структуры ее энергетической отрасли после аварии на АЭС «Фукусима». Многие старые атомные электростанции не соответствуют новым жестким стандартам безопасности, а их модернизация экономически неэффективна. В такой ситуации поставки каменного угля являются удачной альтернативой дорогому импорту природного газа или использованию солнечных батарей.

Правительства стран Европы (Великобритания, Турция, Финляндия) наращивают поставки угля из России, чтобы диверсифицировать источники энергоносителей и снизить зависимость от поставок газа.
Увеличение погрузки угля на ж/д сети РФ относительно прошлого года началось с июня 2014г. Основная причина роста — в ограничении возможностей доставки грузов внутренним водным транспортом вследствие падения уровня воды в реках. В конце года этот фактор перестанет играть свою роль, и, вероятно, перевозки угля железнодорожным транспортом снова начнут снижаться относительно уровня прошлого года. Таким образом, в 2014г. погрузка угля может сократиться на 0,5-0,6% по сравнению с 2013г.

Нефть и нефтепродукты — рост внутренних перевозок на фоне сокращения транзита
В августе погрузка нефти и нефтепродуктов на сети РЖД составила 21,4 млн т (+3,4% к августу 2013г.) и установила исторический максимум августа с 2003г. Всего с начала года было погружено 170,3 млн т (+2,2% к уровню прошлого года).

При этом произошли изменения в структуре грузопотоков. Так, в августе транзитные перевозки нефти и нефтепродуктов снизились практически вдвое, но увеличение на 5,6% внутренних перевозок отчасти компенсировало такое падение транзита.

Причина сокращения транзитных перевозок — в переключении поставок нефти из Казахстана в Италию с железной дороги на нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума. В 2015г. данная тенденция может только укрепиться, поскольку планируется увеличить мощность нефтепровода на 90%.

Одним из факторов роста внутренних перевозок нефти стало развитие нефтяной промышленности ЮФО, доля проектов которой выросла с 30% в 2010г. до 50% в 2014г. в общей инвестпрограмме Южного федерального округа. Компании, модернизирующие и наращивающие свои производственные мощности, — «Ильский НПЗ», «Туапсинский НПЗ», «Краснодарский нефтеперерабатывающий завод-Краснодарэконефть» и «Афипский НПЗ». Одновременно с развитием производства нефтепродуктов степень истощения месторождений в Краснодарском крае достигла 87%, что дает основание полагать, что в среднесрочной перспективе может появиться дополнительный объем перевозок сырой нефти в ЮФО и продуктов переработки из данного округа.

Кроме того, с конца августа в Россию из Казахстана начались встречные поставки нефти. Эти отгрузки призваны компенсировать потери российского бюджета от беспошлинного экспорта нефтепродуктов в Казахстан в 2012-2013гг.

Данная схема предполагает следующее: Казахстан в обмен на нефтепродукты поставляет в Россию нефть, которую направляют на экспорт, а полученная экспортная пошлина покрывает потери российского бюджета от беспошлинных поставок нефтепродуктов для Казахстана. До конца сентября 2014г. Казахстан планирует поставить российским нефтяным компаниям около 600 тыс. т нефти.
Таким образом, до конца 2014г. прогнозируется увеличение спроса на подвижной состав для перевозки нефти и нефтепродуктов за счет импортных поставок сырой нефти из Казахстана и перестроения внутренних грузопотоков.

Перевозки металлургических грузов будут обсуждаться 12 ноября в ходе конференции "Металлургия и грузоперевозки".

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 152

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter