Украинский рынок стали: до и после выборов
В течение всего октября многие экономические процессы в Украине были фактически заморожены. При этом, страна сейчас производит впечатление циркового эквилибриста, застывшего в неудобном положении на вершине громоздкой конструкции и огромными усилиями удерживающего в равновесии большущую неустойчивую пирамиду из всякой всячины. В целом перед предыдущими украинскими выборами 2012-го и, особенно, 2010 годов положение была аналогичным. И тогда власти пытались всеми силами «законсервировать» экономическую ситуацию, чтобы создать на короткое время видимость благополучия и отложить видимое проявление наиболее острых проблем на послевыборный срок. Но никогда ранее эти проблемы не выглядели настолько серьезными.
Прежде всего, курс гривны уже в течение нескольких недель искусственно поддерживается на уровне около 13 грн. за доллар, хотя в августе и начале сентября он доходил до 14-14,5 грн. за доллар, да, собственно, и остается таким же на неофициальном валютном рынке. При этом, стоимость стальной продукции на украинском рынке после августовского подъема, отразившего очередной провал гривны, стабилизировалась в середине сентября и с тех пор практически не менялась несмотря на укрепление национальной валюты. Очевидно, трейдеры воспринимали эту кажущуюся стабильность как временное явление и не считали нужным пересматривать котировки.
Это привело к тому, что цены на прокат в Украине в конце октября заметно превышали российский уровень, если считать по официальному курсу. Так, котировки на горячекатаные рулоны 4-8 мм в Киеве находились, в среднем, на отметке 10,4 тыс. грн. за т с НДС со склада, что примерно соответствовало $670 за т без НДС, если пересчитывать из расчета 12,95 грн. за т, холодный прокат 2 мм стоил немногим более 11 тыс. грн. за т с НДС (около $710 за т без НДС), а арматура А500С 12 мм, подешевев, примерно, на $7-10 за т с начала октября, продавалась в интервале 9,55-9,65 тыс. грн. за т с НДС (в среднем, $615-620 за т без НДС).
В сентябре на украинский рынок поступили довольно значительные объемы импорта, вполне конкурентоспособного по цене. Речь идет, в частности, о белорусской арматуре и китайском прокате с полимерным покрытием. В октябре в небольших количествах предлагались горячекатаные рулоны и уголки производства Магнитогорского металлургического комбината. Однако спрос на стальную продукцию был низкий с тенденцией к сокращению ближе к выборам. Практически все участники рынка полагают, что после выборов курс гривны упадет, и в связи с этим выжидают. Кроме того, в секторе длинномерного проката уже ощущается действие сезонного фактора.
Помимо неопределенности с будущим курсом гривны, потребительскую активность на украинском рынке сдерживают неутешительные перспективы национальной экономики. По данным «Металл Эксперта», в первые девять месяцев текущего года видимое потребление арматуры и катанки в стране сократилось лишь на 5-7% по сравнению с аналогичным периодом годичной давности. Это можно было объяснить, в частности, тем, что многие строительные компании в последние месяцы стремились побыстрее завершить свои проекты, пока еще есть ресурсы, и получить с них хоть какой-то доход.
Тем не менее, украинская строительная отрасль сейчас падает вместе со всей экономикой. По данным Госкомстата Украины, за первые девять месяцев 2014 года объем строительных работ, выраженный в гривнах, сократился на 17,2% по сравнению с аналогичным периодом годичной давности. Причем, этот показатель не отражает примерно 60%-ного снижения курса украинской валюты по отношению к доллару. А в сентябре спад составил 30,3%. В таких условиях относительно высокое видимое потребление арматуры, похоже, обусловлено накоплением избыточных складских запасов, особенно, в первом полугодии.
Показательно, что в Украине арматура примерно на $50 за т дешевле горячекатаных рулонов, в то время как в России, Европе, на Ближнем Востоке выше стоимость как раз длинномерного проката. Аналогичное соотношение с более высокими ценами на горячекатаные рулоны наблюдается сейчас, разве что, в США, где рынок арматуры весьма узкий (менее 8,5 млн. т в год, т. е. меньше российского), и в Китае, где строительный сектор переживает тяжелый кризис.
Впрочем, в других отраслях украинской экономики ситуация ничуть не лучше. По данным Госкомстата, промышленное производство в стране за первые три квартала текущего года уменьшилось на 8,6% по сравнению с январем-сентябрем 2013 года. При этом, в августе спад составил 21,4%, а с сентябре — 16,6%. В дальнейшем статистические показатели, очевидно, будут отражать все более глубокий провал. Так, в сентябре добыча угля упала более чем вдвое по сравнению с тем же месяцем прошлого года, выплавка стали — на треть, выпуск автомобилей — почти в три раза (и на 24,6% за девять месяцев), а железнодорожных вагонов, еще в прошлом году бывших ведущей статьей машиностроительного экспорта Украины — в пять раз (на 76,2% по итогам трех кварталов).
О последствиях этого падения для национального рынка стали говорят хотя бы данные о внутренних поставках стальной продукции украинскими заводами в октябре. Так, «Запорожсталь», один из самых благополучных меткомбинатов Украины, за первые девять месяцев текущего года даже увеличившая выпуск стали и проката, запланировала на текущий месяц 19%-ное сокращение внутренних продаж горячего проката по сравнению с сентябрем и 38%-ное — холодного. «Азовсталь», восстановившая производство толстолистовой стали, в октябре должна уменьшить поставки национальным потребителям почти на 30%. «Арселор Миттал Кривой Рог» расширяет на 15% отгрузку катанки украинским метизникам, но на 35% сбавляет план по арматуре.
Характерно, что украинский рынок стали практически «не заметил» остановки трех крупных меткомбинатов в августе этого года и падения производства на десятки процентов еще на трех других. По данным трейдеров, никакого дефицита в последние месяцы не наблюдалось. Были некоторые проблемы с определенными типоразмерами фасона, выпускавшегося Алчевским МК, Енакиевским МЗ и Макеевским МЗ, но для удовлетворения спроса хватало накопленных ранее складских запасов.
После выборов емкость украинского рынка стали, по-видимому, продолжит сужаться высокими темпами. Вероятный новый виток девальвации гривны, очевидно, окончательно обвалит импорт, от которого остро зависят не только украинские потребители, но и многие промышленники, широко использующие зарубежные комплектующие. Очевидно, будет по-прежнему проводиться губительная для национального машиностроения политика конфронтации с Россией. Из-за недостатка финансирования окончательно «просядет» строительная отрасль. Не исключена возможность возобновления военных действий на Донбассе, но даже при сохранении «худого мира» с Новороссией разрушенную войной промышленность региона придется восстанавливать не один месяц. Наконец, этой зимой Украине, скорее всего, не избежать острейшего дефицита природного газа, от которого в наибольшей степени пострадает промышленность.
С одной стороны, крайнюю точку спада украинская металлургия, вроде бы, преодолела. В течение октября возобновили функционирование Донецкий, Енакиевский, Макеевский метзаводы, Харцызский трубный завод, возросла выплавка металла на «Азовстали», затеплилась жизнь на донбасских коксохимах. В ближайшее время, очевидно, должен вернуться к работе Алчевский меткомбинат… Однако, с другой стороны, сложно сказать, что произойдет, когда все временно «замороженные» проблемы украинской экономики разом проявятся после выборов, и что станет этой зимой, когда закончится природный газ, накопленный в хранилищах.
Обычно принято говорить, что жизнь не заканчивается после выборов. Но когда речь идет о современной Украине, впору засомневаться даже в таких простых истинах…
Другие аналитические материалы МСС представлены в разделе "Аналитика"..
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.