Дешевый рубль и российский металл
Падение курса рубля по отношению к доллару вызвано целым рядом факторов, как имеющих прямое отношение к России, так и не связанных с ней. При этом надо отметить, что данная тенденция началась не вчера. Рубль постепенно дешевеет на мировом валютном рынке с середины 2011 года. До внезапного скачка, стартовавшего в начале июля, этот спад составил около 25% за три года, отражая, в первую очередь, рублевую инфляцию на фоне фактической дефляции в западных странах после кризиса 2008 года, а начиная примерно с осени прошлого года, — американскую политику «сильного доллара».
Рубль понижается по отношению к американской валюте отнюдь не в одиночку, а в весьма представительной компании. В прошлом году так же падали курсы турецкой лиры, индийской рупии, австралийского доллара, японской иены, а с июля текущего года снова подешевела иена (до самого низкого уровня более чем за шесть лет) и упал в цене евро (до минимального показателя за два года). Как отмечают эксперты, это удорожание доллара по отношению к большинству мировых валют нацелено, в первую очередь, на привлечение капиталов со всего мира на американский рынок. Процентные ставки в США сейчас низкие, вот американцы и компенсируют слабую доходность своих ценных бумаг за счет дорожающего доллара.
Естественно, в этом процессе есть и много других аспектов, но важно, в первую очередь, то, что нынешняя тенденция к укреплению доллара, по-видимому, имеет долгосрочный характер и продолжится в 2015 году. Судя по всему, по «объективным», не зависящим от России причинам и в силу не контролируемых ею процессов американская валюта в ближайшие месяцы будет расти по отношению к остальным.
Кстати, политика «сильного доллара» является одной из составляющих снижения мировых цен на нефть, которое, в свою очередь, весьма сильно ослабляет рубль. Причем, влияние валютного курса здесь проявляется многолико. Во-первых, чем дороже доллар, тем меньше этих долларов готовы заплатить за нефть, алюминий, золото и другие ресурсы европейские и японские покупатели, считающие затраты в евро и иенах. Во-вторых, «сильный доллар» ослабляет конкурентоспособность американских компаний и способствует замедлению темпов экономического роста в США и, соответственно, сокращению потребления нефти. Наконец, в-третьих, в последнее время усилился не только доллар, но и китайский юань, который относительно стабилен по отношению к американской валюте. Это повлекло за собой определенные негативные последствия уже для китайской экономики. Между тем, торможение роста и уменьшение спроса на нефть в КНР расценивается аналитиками как одна из основных причин ее удешевления, начавшегося в конце июня текущего года, почти одновременно со скачком доллара.
Однако за счет действия этих факторов можно было бы объяснить удешевление рубля на 10-15% по итогам всего года. Остальной спад обеспечивают уже чисто субъективные, непосредственно относящиеся к российским делам, процессы. Прежде всего, это санкции — фактически, начатая против России экономическая война. Наибольший ущерб, нанесенный ею, заключается в том, что российским компаниям и банкам перекрыли либо значительно затруднили доступ к финансированию за рубежом. Между тем, по данным Центрального банка России, по состоянию на 1 апреля 2014 года их совокупный валютный долг превышал $650 млрд. Чтобы погашать кредиты, российским компаниям приходится покупать валюту на внутреннем рынке, что и создает повышенный спрос на нее.
Осенью 2014 года на рубль одновременно навалились сразу несколько негативных факторов — «сильный доллар», падение цен на нефть, дефицит валюты в стране. А вскоре к ним добавился еще один — валютные спекуляции, создавшие ажиотажный спрос. На рынке появились и окрепли негативные ожидания, переломить которые сложно, ведь ни в экономике, ни в политике ничего не меняется.
Можно предположить, что через какое-то время нефтяные котировки на валютных биржах остановятся, а с наступлением зимних холодов в Европе, США или на северо-востоке Китая качнутся вверх. Вероятно, этот фактор позволит стабилизировать рубль и, возможно, отыграть часть осенних потерь. Тем не менее, долгосрочная тенденция пока остается неблагоприятной по отношению к российской валюте. США, судя по всему, не откажутся в ближайшем будущем от политики «сильного доллара», нефть вряд ли вернется в летний интервал $100-110 за баррель, а экономическая война против России не закончится, по меньшей мере, до весны. Таким образом, рубль и в 2015 году останется дешевым.
Теперь постараемся оценить, как это скажется на состоянии российской металлургии. По большому счету, пока что от снижения курса рубля она в целом выигрывала. В этом году в России выросли рублевые цены на прокат, но уменьшились долларовые. Это усилило позиции металлургов на отечественном рынке. Только за первые восемь месяцев текущего года российский импорт стальной продукции сократился более чем на 850 тыс. т по сравнению с аналогичным периодом годичной давности. Для российских компаний это конвертировалось в соответствующий рост продаж.
Конкурентоспособность российской стальной продукции на внешних рынках тоже возросла. В сентябре-октябре российским и украинским металлургам удалось остановить экспансию китайских конкурентов на ближневосточном рынке заготовок и горячего проката. Для этого экспортерам из СНГ, правда, пришлось понизить цены почти до китайского уровня, но, по крайней мере, при этом металлурги не столкнулись с убытками. Между прочим, по итогам первого полугодия 2014 года практически все сталелитейные компании России улучшили свои финансовые показатели по сравнению с тем же периодом годичной давности.
По-настоящему опасной девальвация рубля может быть только для компаний, имеющих значительные валютные займы, но преимущественно рублевые доходы. Но для металлургов, поставляющих большую часть продукции на экспорт, это не так болезненно.
В то же время, нынешняя экономическая ситуация создает для российских производителей стали ряд достаточно серьезных рисков. Прежде всего, на них неблагоприятно сказываются все те причины, что породили падение курса рубля. Депрессия в мировой экономике, снижение темпов роста в Китае, дешевая нефть спровоцировали уменьшение спроса на прокат в мировом масштабе, избыток предложения и ценовой спад. Кроме того, в связи с проблемами на нефтяном рынке, очевидно, придется пересматривать бюджет, а это может привести к сокращению финансирования ряда государственных проектов.
Если в первом полугодии, во время экономического роста, обесценение рубля можно было компенсировать подъемом внутренних цен на прокат, то сейчас подорожание листовой стали и практическая стабилизация длинномерной продукции в условиях падающего рынка могут только усилить негативные тенденции. Потребление металла в России сокращается, а высокие рублевые цены, все равно не успевающие за стремительно дорожающим долларом, будут еще сильнее угнетать спрос. И эти потери в доходах станет все труднее замещать валютной выручкой.
Поэтому перспективы на ближайшие месяцы выглядят для российских металлургов достаточно сложными. Рубль вскоре может прекратить падение и немного укрепиться, но в долгосрочном плане все равно продолжит ослабевать по отношению к доллару. Сокращение внутреннего спроса и снижение внутренних цен, выраженных в валютном эквиваленте, придется компенсировать расширением экспорта, прежде всего, за счет снижения стоимости поставок металлопродукции. Все больше проблем будет доставлять обслуживание валютных кредитов.
У российского государства еще есть возможность превратить кризис, вызванный экономической войной, в стимул для внутреннего роста. Но для этого необходимо пересмотреть, в первую очередь, финансовую политику. Отсутствие же перемен не сулит российской экономике и, в частности, металлургической отрасли ничего хорошего. Современное состояние и перспективы национального металлургического комплекса будут обсуждаться 10 ноября в ходе конференции "Российский рынок металлов".
Другие аналитические материалы МСС представлены в разделе "Аналитика".
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.