РЖД предложили вложить 677 млрд руб. в тяжеловесное движение
О необходимости разработки проекта Белый дом заявлял год назад, а Дмитрий Медведев велел проработать этот вопрос в рамках подготовки программы по стимулированию покупки инновационных вагонов. Документ предлагает развивать тяжеловесное движение по нескольким направлениям для перевозки угля, стройматериалов, нефтегрузов и руды. Программа охватит 22 тыс. км путей из более 80 тыс. км.
Общая стоимость проекта оценивается в 677 млрд руб., но схему финансирования РЖД не описывает. В проекте лишь указано, что основным инвестором должно стать государство, часть средств привлекут монополия и частные инвесторы. Из пояснительной записки к проекту следует, что программа позволит увеличить пропускную способность инфраструктуры, объемы перевозок могут вырасти на 47 млн т в год.
По направлениям из Кузбасса на северо-запад, в центр (до порта Усть-Луга), на юг (до портов Азово-Черноморского бассейна) предлагается запустить поезда весом до 9 тыс. т (нагрузка на ось — 27 т). Для усиления путей здесь нужно 416 млрд руб. В 186 млрд руб. оценена инфраструктура для поездов весом до 8,6 тыс. т на кольцевых маршрутах (Апатиты--Пикалево, Рудный Клад--Никель, Ковдор--Мурманск и пр.), проект предлагается реализовать после 2020 г. 74,9 млрд руб. будет стоить модернизация инфраструктуры на Восточном полигоне (Кузбасс--Дальний Восток). Для запуска там поездов весом 7,1 тыс. т (25 т на ось) в проекте реконструкции БАМа и Транссиба уже заложено 30 млрд руб., но в этом случае прирост грузовой базы не превысит 55 млн тонн. Но правительство 27 октября утвердило паспорт проекта БАМа и Транссиба, в котором РЖД и без дополнительных инвестиций должно гарантировать прирост грузопотока до 66 млн т.
При этом монополия сама сомневается в экономической эффективности проекта, указывая на его неокупаемость. При запуске поездов весом 9 тыс. т доходы РЖД увеличатся только на 13,2-75,1 млрд руб. в зависимости от числа составов, а общий возврат инвестиций не превысит 25%.
В РЖД подтвердили заинтересованность в развитии тяжеловесного движения. Но отправка поездов из 71 вагона и весом 6-9 тыс. т и сейчас не редкость (средний вес поезда — 4 тыс. т), в первом полугодии монополия отправила свыше 60 тыс. таких составов. Вагоны с повышенной грузоподъемностью выпускают Уралвагонзавод и Тихвинский вагоностроительный завод, последний с СУЭК и Кузбассразрезуглем отправляет поезда весом 8 тыс. т из Кузбасса в Усть-Лугу и Находку. Однако для развития такого движения необходимо решить вопрос с заменой железнодорожного полотна и удлинением станций, говорят в РЖД.
Но почти все опрошенные грузоотправители не смогли подтвердить заинтересованность в проекте. Только в Еврохиме заявили , что организация тяжеловесного движения позволит снизить их транспортные затраты. Источник в одной из угольных компаний признает, что поезда большего веса позволят увеличить объем перевозок, но "не видит смысла в инвестициях со стороны государства". И сейчас поезда в 7,1 тыс. т являются стандартом для сети, другое дело, что они могут проехать не везде, говорит собеседник, считающий, что этот вопрос РЖД может решить за собственный счет.
В Минтрансе не стали комментировать предложения РЖД, отметив, что они направлены на рассмотрение профильным министерствам. По данным газеты "Коммерсант", документ на согласовании в Минпромторге, но там на запросы не ответили. В Минэкономики проекта не видели, но источник, близкий к министерству, сомневается, что ведомство его одобрит.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.