Так купит ли кто-то сербский меткомбинат?
Завод Zelezara Smederevo, расположенный у места впадения реки Моравы в Дунай примерно в 50 км от Белграда, имеет давнюю историю. Сталелитейное производство на этом месте стартовало еще в 1913 году, а после Второй Мировой войны город Смедерево стал металлургической столицей Югославии. В 1987 году после ввода в строй второй доменной печи плановая мощность комбината достигла 2,2 млн. т стали в год, но к тому времени страну уже поразил тяжелейший экономический кризис, ставший одной из основных причин ее распада два года спустя, и эти мощности оказались невостребованными.
В 2003 году, после четырнадцати лет войн, «гуманитарных бомбардировок», гиперинфляции и прочих несчастий обанкротившуюся сербскую сталелитейную компанию приобрела за $23 млн. американская корпорация US Steel, за год до этого купившая меткомбинат VSZ Kosice в Словакии. Следует отметить, что американцы действительно вернули завод к жизни. В 2005 году они запустили вторую доменную печь, простаивавшую 18 лет, а в 2006-том довели объем выплавки до рекордного показателя — 1,70 млн. т.
Продукцией сербского предприятия были горяче- и холоднокатаные рулоны, а также жесть. Порядка 90% выпуска шло на экспорт — преимущественно, в страны Евросоюза и Юго-Восточной Европы. В 2007 году объем внешних поставок превысил 1,2 млрд. евро, что соответствовало около 14% от всего сербского экспорта. Однако кризис 2008 года, вызвавший падение спроса на прокат и цен на него по всей Европе, положил конец этому бизнесу. Помыкавшись с комбинатом еще несколько лет и накопив свыше $400 млн. консолидированного убытка, в январе 2012 года US Steel вернула завод правительству Сербии за символическую сумму в 1 доллар.
С тех пор прошло более двух с половиной лет. Все это время сербские власти пытались снова продать меткомбинат какому-нибудь зарубежному инвестору. Кандидатами на его приобретение назывались, по меньшей мере, три российские компании — Уральская горно-металлургическая компания; зарегистрированная в Люксембурге машиностроительная United Group, принадлежащая бизнесмену Игорю Шамису; группа «Уралвагонзавод». Интерес к сербскому предприятию демонстрировали украинская компания «Донецксталь», транснациональная корпорация Arcelor Mittal, американская металлургическая и металлоторговая компания Esmark Group, даже итальянский автомобильный концерн Fiat, рассматривавший возможность превратить Zelezara Smederevo в производителя оцинкованного автолиста. Кроме того, сербский завод предлагался на государственном уровне Украине и Белоруссии.
Как сообщает сербское правительство, в объявленном на ноябрь тендере примут участие пять претендентов — United Group, представляющий «Уралвагонзавод» волгоградский «Красный октябрь» (обе российские компании, по их словам, заинтересованы в том, чтобы превратить Zelezara Smederevo в производителя спецсталей и продукции для машиностроения), Arcelor Mittal, владеющая в Сербии предприятием по выпуску магнезита, Esmark и австрийский инвестиционный фонд Westwood, связанный с Fiat. Но нет никакой гарантии в том, что продажа, наконец, состоится.
Объективно Zelezara Smederevo является классическим примером избыточных металлургических мощностей, доля которых в Европе, по некоторым оценкам, достигает 30%. Главная проблема сербского предприятия заключается в необеспеченности сырьем. Комбинат Zelezara Smederevo работает на украинской железной руде и не имеет собственного коксохимического производства, в связи с чем вынужден импортировать кокс. Ранее поставщиком этой продукции выступала группа «Донецксталь», но закупки в Украине прекратились еще в 2011 году из-за дороговизны. Сейчас компания вообще использует в качестве сырья товарный чугун, который приходит из Европы. Доставка сырья обходится дорого, из-за чего продукция комбината имеет непомерно высокую себестоимость. В начале 2012 года, когда US Steel решила избавиться от предприятия, она оценивалась примерно в $700 на тонну выплавленной стали. Для сравнения, цены на горячекатаные рулоны в Центральной и Южной Европе составляли тогда около $600 за т EXW. Сейчас железная руда и кокс стоят дешевле, но и котировки на горячий прокат упали до менее $550 за т.
Cербский завод, перестав быть прибыльным осенью 2008 года, с тех пор больше не вылезал из убытков. По рыночной логике, его вообще следовало бы закрыть, но Сербия никак не может себе этого позволить. На предприятии трудятся 5 тыс. человек, еще 20 тыс. рабочих мест насчитываются в связанных с ним производственных и сервисных структурах. Учитывая, что уровень безработицы в стране достигает 25%, трудоустроить уволенных в случае закрытия комбината сотрудников будет негде. Кроме того, Zelezara Smederevo даже в своем нынешнем виде остается одним из ведущих сербских экспортеров. В 2013 году завод принес стране почти 290 млн. евро, 3,3% общенациональной валютной выручки, хотя выплавка стали тогда упала до менее 400 тыс. т.
За последние два с половиной года сербские власти трижды закрывали комбинат по причине его хронической убыточности и трижды заново запускали его, потому что социальные издержки оказывались еще более значительными. Последний по времени запуск произошел в июле текущего года. Чтобы удерживать предприятие на плаву, правительству ежемесячно приходится перечислять ему порядка 8-10 млн. евро дотаций.
В принципе, это еще как-то можно было бы потерпеть, но Сербия в последние годы вынуждена проводить экономическую политику по указаниям Международного валютного фонда и Мирового банка. И для получения от последнего кредита на сумму $250 млн. правительство должно срочно приватизировать около 150 убыточных государственных предприятий, в прошлом году в совокупности получивших порядка $1 млрд. субсидий. Кроме того, тотальная распродажа государственной собственности является одним из основных требований МВФ к Сербии.
Но если даже на Zelezara Smederevo сейчас найдется покупатель, вряд ли новый собственник оставит комбинат в его нынешнем виде. Производство оцинкованной стали для Fiat или легированной стали из полуфабрикатов «Красного Октября» предусматривает относительно небольшие объемы выпуска и неизбежно ликвидирует на предприятии плавильный передел — основной источник высоких затрат. Поэтому о сохранении даже половины рабочих мест после приватизации, скорее всего, не может быть и речи.
Печальная судьба Zelezara Smederevo в очередной раз демонстрирует уязвимость экспортно ориентированного металлургического предприятия в небольшой стране. Изначально завод снабжал своей продукцией югославских машиностроителей, но от этой отрасли к нынешнему времени остались только жалкие ошметки. «Реформирование» сербской экономики по рецептам МВФ в рамках «европейской интеграции» привело к исчезновению большей части национальной промышленности. Страна, действительно, смогла привлечь европейские инвестиции — прежде всего, со стороны Fiat, развернувшей в Сербии производство автокомпонентов, но эти предприятия лишь в самой минимальной степени компенсируют сотни тысяч ликвидированных рабочих мест.
Сербская экономика слишком тесно завязна на европейскую. В результате долговременный спад на европейском рынке стали фактически лишает Zelezara Smederevo права на существование.
Другие аналитические материалы МСС представлены в разделе "Аналитика"..
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.