Итоги октября на мировом рынке стали
Эта тенденция наблюдалась, в первую очередь, в странах Восточной Азии и Ближнего Востока, т. е. в тех регионах, где китайские компании проявляли в сентябре наибольшую агрессивность, и затронула как длинномерный, так и плоский прокат. В частности, в ответ на удешевление китайских заготовок примерно на $40 за т в течение сентября (фактически до начала праздников, посвященных 65-той годовщине основания КНР, 2 октября) производители аналогичной продукции из СНГ и Турции были вынуждены ответить практически аналогичным понижением в течение следующего месяца. Точно так же уменьшилась, в среднем, на $20-30 за месяц стоимость горячекатаных рулонов японского, турецкого и российского производства, после того как металлурги из этих стран столкнулись с поставками дешевого китайского проката.
К концу октября на рынках в целом восстановился паритет, хотя и на значительно меньшем уровне, чем в начале осени. В настоящее время котировки на заготовки на Ближнем Востоке и в Восточной Азии, а также на горячекатаные рулоны китайского и японского производства находятся на самом низком уровне за последние пять лет. Стоимость российского и украинского горячего проката лишь немного превышает отметку предыдущего минимума в середине 2013 года. При этом, речь о скором восстановлении никак не идет. По оценкам специалистов, на последние два месяца 2014 года у мирового рынка стали есть выбор только между двумя вариантами: стагнация на нынешних рубежах или продолжение спада, который опять начнется с Китая.
Согласно последним данным, темпы роста китайской экономики составили в третьем квартале текущего года 7,3%. Это наихудший показатель с первого квартала 2009 года. Судя по всему, годовой показатель увеличения ВВП впервые за 15 лет окажется меньше 7,5%. Обнародование этой информации 22 октября ускорило спад на мировом рынке нефти и, по мнению аналитиков, повысило шансы на дальнейшее удешевление стальной продукции в ноябре.
К тому же, премьер Госсовета КНР Ли Кэцян, комментируя это торможение экономики, заявил, что правительство не собирается принимать каких-либо мер по ее искусственному стимулированию. По его словам, Китай сейчас перестраивает экономику от прежней ориентации на экспорт и инвестиции на более современную модель, в основе которой лежат потребление и инновации. В ходе этого непростого процесса вполне нормально и терпимо некоторое снижение темпов роста, которые, впрочем, остаются очень высокими по мировым меркам.
Безусловно, нынешняя политика китайского правительства заслуживает всяческого уважения, но это означает, что кризис на мировом рынке проката пока будет продолжаться. Видимое потребление стали в Китае, похоже, в этом году практически не изменится по сравнению с прошлым годом, тогда как выплавка металла по итогам первых трех кварталов превысила уровень годичной давности на 5,4% или более 31,7 млн. т. В результате Китай почти на 40% нарастил экспорт, доведя его до 65,3 млн. т за девять месяцев, что привело к появлению значительного избытка предложения в мировом масштабе и падению цен до самого низкого уровня с 2009 года.
В октябре в самом Китае произошла стабилизация, обусловленная послепраздничным оживлением внутреннего рынка, а также временной приостановкой работы ряда предприятий, слишком сильно загрязняющих окружающую среду. Кроме того, в первой половине октября благодаря активизации спроса в Китае несколько подорожала железная руда, на непродолжительный период превысившая отметку $80 за т CFR. Но в конце месяца она опять опустилась ниже этой отметки, так что настроения участников рынка остаются в целом пессимистичными. В стране продолжается кризис в строительной отрасли, который в ближайшие несколько месяцев только усилится вследствие действия сезонного фактора, а в машиностроении наблюдается смешанная картина. Так, в этом году на подъеме китайское судостроение, производство автомобилей увеличивалось высокими темпами в первой половине текущего года, но притормозило во второй, а выпуск большинства видов бытовой техники сократился.
Существенных изменений к лучшему в обозримом будущем здесь, скорее всего, не произойдет, поэтому специалисты ожидают нового понижения экспортных котировок на китайский плоский прокат в ноябре. Во всяком случае, в конце октября потребители в странах Юго-Восточной Азии и Персидского залива требовали новых уступок от китайских компаний, а японские, тайваньские и индийские металлурги, окончательно распрощавшись на надеждами на повышение котировок на горячекатаные рулоны в конце года, объявили об их снижении.
Надежды на желанные перемены связываются теперь, в первую очередь, с отменой частичного возврата НДС экспортерам стали, что может произойти в начале 2015 года. Если это действительно случится, китайским компаниям, которые сейчас получают обратно более половины уплаченного ими налога (9 из 17%) придется поднимать котировки, а некоторые из них, вероятно, и вовсе уйдут с внешнего рынка.
Впрочем, внутренняя обстановка в Китае — это только одна из составляющих нынешнего спада на мировом рынке стали. Ненамного меньшую роль играют и такие факторы как дешевизна сырья и общая стагнация мировой экономики.
Цены на железную руду, коксующийся уголь и металлолом в октябре находились вблизи пятилетних минимумов. При этом, в отношении угля и руды основной причиной падения стал избыточный объем добычи. Горнодобывающие и угольные компании, очевидно, рассчитывали, что Китай и дальше будет играть роль глобального «локомотива» для сырьевого сектора, от чего китайцы сейчас намерены отказаться. Кроме того, на рынке руды также наблюдается целенаправленная политика крупнейших корпораций, обладающих самой низкой себестоимостью, по вытеснению мелких игроков и укреплению своего доминирования. По прогнозам всех без исключения специалистов, избыток предложения на мировом рынке руды сохранится, как минимум, до 2017-2018 годов, а ее стоимость будет находиться в пределах $75-95 за т CFR Китай. Это означает, что затраты на выплавку стали останутся относительно низкими. Соответственно, и сам прокат будет достаточно дешевым.
Еще одна проблема мирового рынка стали — это весьма слабый спрос. В этом году во всех странах БРИК, которые ранее поддерживали высокие темпы роста потребления проката, наблюдается стагнация. При этом, в октябре наблюдалось снижение спроса в России, где из-за проблем с финансированием уменьшились инвестиции в строительство (кроме жилищного) и приобретение нового промышленного оборудования, и в Индии, где стремление правительства к ускорению экономического роста, наталкивается на бюрократические препоны и проволочки.
В то же время, в начале четвертого квартала однозначно ухудшилась ситуация в США, где заканчивается инерция подъема во втором квартале. В 2015 году американцам придется столкнуться с повышением процентных ставок и сокращением государственных расходов, а «дорогой» доллар никак не благоприятствует экспорту. Кроме того, падение цен на нефть в США до около $80-85 за баррель может привести к уменьшению капиталовложений в нефтедобывающую отрасль, которая в последние три года была главным источником роста в национальной экономике. Европа, теоретически, может выиграть от дешевой нефти, но промышленность и строительство в регионе находятся в слишком глубокой депрессии, чтобы суметь быстро из нее выйти.
Таким образом, ноябрь, скорее всего, не принесет существенных изменений на мировой рынок стали. Серьезного падения котировок на прокат в следующем месяце, скорее всего, не произойдет, поскольку они и так уже очень низкие, но для возобновления ценового роста пока не видно никаких предпосылок. Безусловно, в ноябре потребители начнут закупки стальной продукции на первый квартал 2015 года, но вряд ли они согласятся с ее подорожанием.
С другими аналитическими обзорами МСС различных сегментов металлургического бизнеса России и мира можно познакомиться в разделе "Аналитика".
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.