Кто производит больше стали, чем нужно?
Очевидно, разница образовалась вследствие коррекции прошлогодних объемов выпуска стали в Китае. Согласно опубликованной WSA статистике, в октябре прошлого года объем производства в КНР составил 65,1 млн. т, что на 3,7% меньше, чем год спустя. Однако, по пересмотренным данным, в 2013 году выплавлялось несколько больше стали, чем тогда сообщала статистика, отмечает китайская национальная металлургическая ассоциация CISA. В соответствии с уточненной информацией, WSA указывает, что в октябре 2014 года производство стали в стране уменьшилось на 0,3% по сравнению с уровнем годичной давности, а за десять месяцев в целом объем выпуска (685,3 млн. т) — оказался примерно на 2,1% больше, чем годом ранее.
Если учитывать, что в 2013 году темпы роста в китайской металлургической отрасли даже по данным WSA достигли 8,7% (а на самом деле, очевидно, еще больше), можно говорить о наступившей в ней стабилизации. Но проблема заключается в том, что, согласно оценкам CISA, в январе-октябре 2014 года видимое потребление стали в стране уменьшилось на 1,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, причем, отставание расширяется. Так, по итогам января-августа снижение спроса составило только 0,3%.
Растущее несоответствие между спросом и предложением заставляет китайцев наращивать экспорт. По итогам первых десяти месяцев текущего года его объем составил беспрецедентные 73,9 млн. т. Это на 42,2% или почти на 22 млн. т больше, чем за тот же период годичной давности. Учитывая, что весь годовой оборот международной торговли стальной продукцией оценивается WSA немногим более чем в 300 млн. т без учета взаимной торговли между странами ЕС, прибавка более чем существенная. И понятно, что экспортная экспансия китайских компаний является одной из основных причин максимального за последние 4-5 лет падения цен на мировом рынке.
В октябре среднедневной уровень выплавки стали в Китае сократился, правда, до наименьшего значения за текущий год, опустившись до 2,177 млн. т по сравнению с 2,25 млн. т в предыдущем месяце. Но говорить о появлении новой тенденции пока не приходится. Спад произошел, по большей части, благодаря саммиту АТЭС в Пекине. На время этого события и предшествовавшей ему министерской конференции в конце октября ряд заводом, расположенных в радиусе 200 км от столицы, по распоряжению властей приостановили выпуск, чтобы хотя бы немного очистить воздух над Пекином. В середине ноября, по предварительным данным, эти предприятия снова начала наращивать производство. Благодаря низким ценам на сырье большинство китайских металлургических предприятий остаются прибыльными, так что резона выводить из строя избыточные мощности у них нет.
Помимо Китая, весьма существенное влияние на мировой рынок стали оказывает ближневосточный регион. Хотя на него приходится менее 4,5% от глобального объема выплавки стали (вместе с Турцией), но порядка 15% мирового импорта, а еще семь лет назад эта доля превышала 20%. Поэтому строительство новых металлургических заводов в странах Персидского залива, направленное, в частности, на импортозамещение, заметно сужает мировой рынок стали.
По итогам января-октября текущего года выплавка стали в Саудовской Аравии увеличилась на 15,6% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, а в Катаре — на 32,6%. В целом это более 1,3 млн. т прироста. Более чем на 0,8 млн. т вырос объем производства в Иране. На очереди — Алжир, где до 2018 года планируется реализовать несколько крупных проектов. И хотя это отчасти компенсируется сокращением объема выплавки стали в ОАЭ и стагнацией в Египте, где из-за резкого повышения тарифов на газ и электроэнергию ряд компаний перешли от сталелитейного к прокатному производству, именно сужение спроса со стороны ближневосточных стран вызвало настоящий кризис в турецкой металлургической отрасли.
По данным WSA, в октябре выплавка стали в Турции упала на 11% по сравнению с тем же месяцем прошлого года, а по итогам января-октября спад составил 0,9%. Причем, в ноябре ситуация еще усугубилась.
Нарастает перепроизводство стали и в Восточной Азии. В октябре уменьшилась выплавка по сравнению с прошлогодними показателями только в Японии, где положение, пожалуй, наиболее благополучное. Падение курса иены до самого низкого уровня по отношению к доллару более чем за семь лет повышает конкурентоспособность местных товаров на мировых рынках, способствует расширению спроса на прокат и компенсирует японским металлургам утрату некоторых позиций за рубежом. Индия, Корея и Тайвань этой осенью демонстрируют темпы роста в пределах 4,5-6%, в то время как рынки стали в этих странах, скорее, стагнируют. А есть еще Вьетнам, Индонезия, Малайзия и Филиппины, где строятся новые металлургические предприятия и где все сильнее тревожатся из-за быстрого увеличения импорта стальной продукции из Китая.
В странах Европейского Союза, по данным WSA, за первые десять месяцев текущего года было произведено на 3,2% больше стали, чем в прошлом году, а отдельно в октябре — на 1,7%. Снижение объемов выпуска в Германии и Италии было компенсировано в прошлом месяце подъемом во Франции, а также Венгрии и Польше, где прекращение поставок украинских слябов заставило местных производителей задействовать собственные мощности. Ранее европейская металлургическая ассоциация Eurofer оценивала рост видимого потребления стали в ЕС в 2014 году почти в 3%, но сейчас эти прогнозы выглядят изрядно завышенными из-за неблагоприятной экономической ситуации в регионе, а объем выпуска стальной продукции в регионе — избыточным.
Российские металлурги завершили октябрь с небольшим отставанием по сравнению с прошлым годом, но по итогам десяти месяцев продемонстрировали увеличение выплавки на 1,9%. Однако в последние месяцы 2014 года спрос на их продукцию, очевидно, будет несколько сужаться как на внутреннем рынке, так и за рубежом. Вряд ли производство существенно возрастет и в 2015 году.
Украина пока что продолжает оставаться в рекордном минусе среди ведущих производителей стали. В октябре выплавка сократилась на 28,7% по сравнению с показателями годичной давности, по итогам января-октября — на 15,2% или почти 4,2 млн. т. В принципе, металлургическая отрасль страны прошла крайнюю точку спада в августе, но восстановления в обозримом будущем явно не ожидается. Кстати, украинский экспорт стали по данным за девять месяцев уменьшился только на 7,3% против прошлогоднего показателя или на 1,3 млн. т. Основное падение в украинской металлургии происходит, таким образом, за счет внутреннего рынка.
Возвращаясь к вопросу, заданному в заголовке, ответим на него так. Наибольшую ответственность за избыток предложения стальной продукции на мировом рынке несет, безусловно, Китай. Однако, как минимум, частично он должен разделить ее с Кореей, европейскими и ближневосточными странами.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.