Мировой рынок стали - металлургическое сырье: налетай — подорожало! (обзоры МСС по пятницам)
В частности, подорожание металлолома произошло в Турции, где металлургическим компаниям, нуждающимся в срочном пополнении запасов сырья, пришлось принять условия поставщиков. Стоимость материала HMS № 1&2 (80:20) из России и стран севера Европы к концу недели достигла отметки, в среднем, $310 за т CFR по сравнению с около $300 за т в конце ноября. А американские трейдеры, которые, правда, находятся вне турецкого рынка, выставляют предложения на уровне $315 за т CFR и более.
Повышению цен на лом способствовал, главным образом, дефицит сырья. Слабый спрос со стороны Турции в последние несколько недель и неприемлемые котировки по встречным заказам умерили активность российских экспортеров металлолома, сокративших закупки. В США основной причиной уменьшения объемов предложения стало ухудшение погодных условий, а в странах Евросоюза — сильнейшее за последние пять лет падение закупочных цен, вызывавшее снижение сборов. Но в результате от этого выиграли трейдеры, оставшиеся на рынке и в конце концов добившиеся подорожания своего материала.
Впрочем, турецкие металлурги, в свою очередь, тоже впервые за последние четыре месяца объявили о повышении котировок на длинномерный прокат как на внутреннем рынке, так и при экспорте. Если их инициатива не вызовет сильного сопротивления потребителей, цены на лом в регионе, действительно, смогут прибавить, а на рынке стартует традиционный зимний подъем.
Как ожидается, в США низкие сборы металлолома будут способствовать его незначительному подорожанию в декабре-январе. Аналогичные ожидания в последнее время появились и у европейских поставщиков в связи с улучшением обстановки в Италии. В ноябре спрос на это сырье упал до предела вследствие длительной остановки из-за аварии завода компании Arvedi. Сейчас он уже снова в строю, кроме того, настроение участников рынка немного повысила продажа завода Lucchini, ранее принадлежавшего «Северстали», алжирскому промышленному холдингу Cevital, известному, в частности, как крупный производитель металлоконструкций.
По состоянию на конец ноября стоимость лома Е3, он же HMS № 1&2 (80:20), В Италии и Германии составляла, в среднем, 225 евро за т CPT, но до начала праздничной паузы не исключается рост не менее чем на 5 евро за т.
В то же время, в странах Восточной Азии пока не заметно особого прогресса. Корейские компании осенью выпустили больше длинномерного проката, чем требовалось национальной строительной отрасли, и в связи с этим сокращают теперь объем выпуска. Аналогично вынуждены поступать и японские мини-заводы. К тому же, зимой в стране подняли тарифы на электроэнергию. На Тайване внутренние цены на арматуру и катанку пока стабильны, но местные компании получили выгодные предложения по поставкам заготовок из Китая и Японии и поэтому не проявляют особой активности в приобретении металлолома.
В Японии цены на металлолом пошли вниз на внутреннем рынке. Компания Tokyo Steel Manufacturing, крупнейший покупатель этого сырья в стране, с конца ноября трижды объявляла о понижении закупочных цен на своих предприятиях. Экспортеры согласились с удешевлением материала при поставках в Корею и на Тайвань. В частности, стоимость лома Н2 сократилась для корейских покупателей до 29 тыс. иен за т (порядка $242-243) FOB. Курс иены упал до самого низкого уровня по отношению к доллару за семь с половиной лет и продолжает ослабевать, так что поставщики готовы идти на новые уступки. Впрочем, корейские компании настаивают на удешевлении японского лома до менее $235 за т FOB.
Американские компании, как и в Турции, по большей части, находятся вне рынка. Они предлагают лом HMS № 1&2 (80:20) на Тайвань, в среднем, по $290 за т CFR, а HMS № 1 в Корею — по $305 за т CFR, но покупатели требуют понижения, как минимум, на $5 за т. Не пользуется спросом и российский материал. Стоимость лома 3А уже почти месяц указывается на отметке $292 за т CFR Корея, но потребители считают ее завышенной.
На рынке товарного чугуна пока не отмечается особых изменений к лучшему. Российские компании удерживают экспортные котировки на уровне, в среднем, $360 за т FOB, но спрос очень низкий. Некоторые украинские комбинаты вообще прекратили предлагать этот материал на продажу. Во второй половине декабря и в ноябре подорожания чугуна можно ожидать, разве что, в США, где потребность в этом материале достаточно высока, а металлолом немного прибавил в цене. Однако корпорация Nucor, крупнейший покупатель передельного чугуна в стране, пока не торопится с заключением новых сделок и требует предоставления скидок за объем.
Спотовые цены на австралийскую железную руду, содержащую 62% железа, в течение последней недели балансировали вблизи отметки $70 за т CFR Китай, то немного приподнимаясь над ней, то снова опускаясь под влиянием краткосрочных колебаний видимого спроса на китайском рынке. По мнению ряда аналитиков, этот уровень можно считать равновесным в нынешних обстоятельствах. По крайней мере, маловероятно, что руда в ближайшем будущем продолжит падение вслед за нефтью.
В целом ожидания участников рынка несколько улучшились. Если в первых числах декабря большинство комментаторов повторяли прогноз Citigroup о провале железорудных котировок до менее $60 за т CFR Китай к середине следующего года, то теперь считается, что цены все-таки удержатся в интервале $65-80 за т CFR, хотя вряд ли его покинут в ближайшие два года. Ведущие железорудные корпорации сокращают объем капиталовложений, но уже начатые проекты будут доведены до конца, так что только в 2015 году в отрасли появится более 80 млн. т в год новых мощностей.
Впрочем, одновременно с рынка будут уходить компании, чья деятельность в нынешних условиях убыточна. По прогнозу американского инвестиционного банка Goldman Sachs, в ближайшие два года в Китае, Австралии, Северной Америке и других регионах будут остановлены железорудные ГОКи совокупной производительностью 130 млн. т в год, что соответствует около 10% глобального торгового оборота на рынке руды (морские поставки). Исполнительный директор по черным металлам бразильской компании Vale Петер Поппинга вообще оценивает избыточные, нерентабельные мощности в 220 млн. т в год.
Китай в ноябре импортировал 67,4 млн. т ЖРС, что на 15,1% меньше, чем в предыдущем месяце, и представляет собой самый низкий показатель с февраля. Тем не менее, за одиннадцать месяцев объем закупок составил 845,8 млн. т, на 13,4% больше, чем годом ранее. Как признают китайские специалисты, в 2015 году объем импорта может достигнуть миллиарда тонн при минимальном расширении выплавки стали, так что увеличение внешних закупок может произойти только за счет сокращения внутренней добычи — ориентировочно, на 20% по сравнению с текущим годом. При этом, доля импортного сырья в Китае достигнет 77-80%.
Таким образом, в будущем году Китай может поспособствовать подорожанию руды на мировом рынке, что, очевидно, благотворно скажется и на стоимости стальной продукции. В то же время, как отмечают некоторые эксперты, китайское правительство может пойти другим путем и установить льготы для национальных горнодобывающих компаний, чтобы повысить их конкурентоспособность. Так китайские власти поступили в этом году в отношении угольных предприятий. В результате китайский импорт угля в январе-ноябре текущего года сократился на 9,4% по сравнению с показателями аналогичного периода годичной давности, а мировые цены на это сырье продолжили снижение. Если же китайцы решат поддержать еще и национальную железорудную отрасль, то в будущем году ЖРС на мировом рынке наверняка провалится ниже отметки $60 за т CFR, а прогноз Citi воплотится в жизнь.
С другими аналитическими обзорами МСС различных сегментов металлургического бизнеса России и мира можно познакомиться в разделе "Аналитика".
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.