ВТО встала на сторону индийских металлургов в конфликте со США
Антидемпинговые и компенсационные пошлины — это повседневная практика и постоянный фактор риска при работе российских, индийских, китайских металлургических компаний на рынках западных стран. С точки зрения принятой в США и Евросоюзе идеологии либерального капитализма, любые меры, предпринимаемые государством по поддержке национальных производителей, могут трактоваться как незаконное субсидирование и становиться поводом для введения компенсационных пошлин. Причем, под этот термин можно подогнать даже вполне обычные экономические связи частной металлургической компании из новой рыночной страны с национальными государственными корпорациями. А уж определение цены «по аналогии» во время антидемпинговых процессов, когда при расчете демпинговой маржи берутся не реальные котировки на соответствующем рынке, а стоимость похожей продукции в других странах с совсем иными экономическими условиями, представляет собой широко распространенную практику.
Теперь же использовать эти приемы при проведении антидемпинговых расследований станет значительно труднее, а производители из новых рыночных стран получают более широкие возможности по отстаиванию своих прав.
Предметом обращения Индии в ВТО в апреле 2012 года стало решение американской Комиссии по международной торговле (ITC) и Министерства торговли США о введении компенсационной пошлины в размере 286% на импорт индийских круглых сварных труб из углеродистой стали. Американцы обосновали его тем, что Tata Steel и другие индийские производители труб приобретали железную руду для выплавки металла, из которого потом делались трубы, у индийской государственной компании NMDC, якобы, по заниженным ценам. При этом, в вину индийской стороне были вменены и введенные в 2008 году в стране ограничения на экспорт железорудного сырья. В качестве основы при проведения расследования были «по аналогии» взяты цены на руду австралийского и бразильского происхождения.
В июле 2014 года ВТО постановило, что компенсационные пошлины на индийские трубы были установлены незаконно и потребовало от США их отмены. Это решение было оспорено обеими сторонами (по различным причинам) в Апелляционном органе ВТО, который и вынес свой окончательный вердикт в декабре текущего года. И хотя, как заявляют американские представители, 80% претензий индийской стороны остались без удовлетворения, основные решения, принятые в июле, были подтверждены в декабре.
Теперь США должны в течение 15 месяцев внести соответствующие правки в свое законодательство, в настоящее время разрешающее одновременно проводить антидемпинговое и антисубсидионное расследования по импорту отдельных товаров и наказывать их поставщиков как антидемпинговыми, так и компенсационными пошлинами. Именно этот метод был, в частности, использован в текущем году при проведении расследований по импорту китайской катанки в США. Тогда антидемпинговые пошлины в размере 106,19-110,25% были дополнены компенсационными в интервале 178,46-193,31%. В то же время, против российских горячекатаных рулонов в США могут быть применены только антидемпинговые пошлины на уровне 73,59-184,56%.
Решение ВТО по индийскому обращению, увы, не помешает американцам и впредь проводить антидемпинговые процессы, но вот в отношении борьбы с «незаконными» субсидиями их возможности теперь сузились. Во-первых, США больше не могут автоматически признавать поставки сырья и энергоносителей от государственных компаний частным в качестве субсидирования. Апелляционный орган ВТО согласился с доводами индийской стороны о том, что компанию NMDC нельзя признать «общественным органом» (public body) несмотря на то что 80% ее акций принадлежит государству, так как она не обладает властными полномочиями и не выполняет правительственных функций. Это означает, что и российским компаниям нельзя ставить в вину, скажем, то, что они получают природный газ от государственного «Газпрома» или электроэнергию от принадлежащих государству компаний.
Во-вторых, ВТО признала не соответствующей правилам практику, когда ITC при определении размера «субсидии» сравнивала цены, по которым индийские компании приобретали руду у NMDC, со стоимостью импортного австралийского и бразильского сырья на условиях CFR. За точку отсчета надо теперь принимать экспортные цены на ту же индийскую руду, например, при ее поставках в Японию. Это решение уже менее полезно для российских металлургов, так как значительная разница между внутренними и экспортными ценами на тот же природный газ в России по-прежнему признается сомнительной с точки зрения ВТО. Тем не менее, оно сужает возможности антидемпинговых органов для определения «правильных» цен методом «по аналогии».
Индийские власти уже заявили, что используют этот прецедент для пересмотра дел еще по 10 продуктам (в основном, прокату и трубам), импорт которых в США блокируется компенсационными пошлинами. В частности, индийские источники говорят о горячекатаных рулонах, размер тарифа на которые достигает 577%. Еще семь категорий товаров, согласно заявлению индийской стороны, также подвергаются в США неоправданной дискриминации, по ним тоже готовятся апелляции.
Решение Апелляционного органа ВТО по Индии, безусловно, порадует Китай, который тоже уже давно ведет с американцами борьбу за отмену компенсационных пошлин на ряд своих товаров и критикует американцев за слишком частое использование термина «незаконные государственные субсидии» в торговых спорах. В июле этого года ВТО уже поддержала ряд требований Китая в отношении США.
У России отношения с ВТО пока складываются весьма сложно. В последние два года ряд стран подали жалобы на действия российского правительства, как правило, обвиняя его в предоставлении «незаконных» привилегий отечественным производителям. Обратное движение намного скромнее. В декабре 2013 года Министерство экономического развития подало иск в ВТО на действия Евросоюза, требуя, что бы европейцы в своих антидемпинговых расследованиях учитывали реальные российские цены на газ, а не европейские «по аналогии». Второй иск был подан в апреле текущего года и касается такого фундаментального вопроса как «третий пакет» европейского энергетического законодательства, по сути запрещающий вертикальную интеграцию энергокомпаний. Впрочем, в связи с отменой строительства газопровода «Южный поток» эта проблема стала менее актуальной.
Между тем, примеры Индии и Китая показывают, что систему урегулирования торговых споров в ВТО можно и нужно активнее использовать для защиты интересов национальных производителей на внешних рынках. Как говорится, под лежачий камень вода не течет.
Другие аналитические материалы МСС представлены в разделе "Аналитика"
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.