Сжатие времени. Российский и мировой рынок стали - итоги недели (25 января — 1 февраля 2015 г.)

Темпы событий в России и в мире в последнее время нарастают. Эскалация объявленной Западом экономической войны против России и боевых действий на Донбассе, подведение итогов выборов в Греции и вступление на престол нового короля Саудовской Аравии, снижение ключевой ставки Центробанка России и падение рубля ниже отметки 70 руб. за доллар — все эти и многие другие события пришлись на последнюю неделю января 2015 года. Дело, похоже, идет к кульминации — острому кризису, который может завершится всем, чем угодно, вплоть до... не будем говорить о худшем и все-таки надеяться на лучшее.

Так или иначе, обстановка остается сложной и неопределенной. Эта неуверенность в будущем в высшей степени характерна и для российского рынка стали. Максимальный горизонт прогнозирования на нем ограничен мартом, а дальше все скрывается в тумане, который, впрочем, можно будет попытаться развеять немного позже. Во всяком случае, к марту у трейдерских компаний, в основном, закончатся запасы относительно дешевой продукции, приобретенной еще прошлой осенью, а платежеспособный спрос, особенно, со стороны строительной отрасли, сократится до минимума.

В феврале российские металлургические компании собираются увеличить стоимость непокрытого плоского проката на 7-15%, арматура должна прибавить до 12%, а оцинкованная сталь и прокат с полимерным покрытием — от 7 до 20%. В то же время, рост складских котировок уже в ближайшее время может упереться в потолок из-за недостаточного спроса, а во второй половине февраля или в марте цены на вторичном рынке могут вообще покатиться вниз. В последнюю неделю января, во всяком случае, трейдеры, в основном, уменьшали стоимость арматуры, хотя котировки на плоский прокат и трубы продолжали подниматься.

В то же время, металлургические компании, по предварительным данным, планирующие на март очередное повышение цен, могут урезать поставки на внутренний рынок в пользу экспорта, создав дефицит предложения в условиях падающего спроса. Впрочем, с той же вероятностью они могут и столкнуться с неблагоприятными для них изменениями государственной политики. Во всяком случае, в конце января Минпромторг, в последнее время получивший от потребителей проката ряд жалоб на его неоправданное подорожание, обратился к производителям стали с просьбой сдержать рост котировок, заодно предупредив их о возможности введения экспортных пошлин на стальную продукцию.

Также в начале весны у ряда поставщиков может возникнуть дефицит финансовых ресурсов. Как отмечалось на состоявшемся в Москве открытом заседании Совета Российского союза поставщиков металлопродукции (РСПМ), в котором принимали участие руководители крупных металлоторговых и металлургических компаний, принятое 30 января решение совета директоров Центробанка РФ о снижении ключевой ставки от 17 до 15% может быть «очень позитивно» воспринято рынком. Однако ситуация с финансированием остается тяжелой. Некоторые банки в регионах просто отказываются выдавать кредиты компаниям из реального сектора экономики, очевидно, располагая более выгодными для себя возможностями получения краткосрочных доходов.

Безусловно, снижение ключевой ставки несколько улучшит ситуацию на российском финансовом рынке и, вероятно, поможет запустить почти остановившееся в январе кредитование. Но до нормализации здесь еще очень далеко. Центробанк сообщил, что не собирается менять свою денежно-кредитную политику. Между тем, резко обострившийся дефицит денежной массы в российской экономике по-прежнему раскручивает в ней кризисные процессы, заключающиеся в катастрофическом сужении платежеспособного спроса и буквальном обрушении инвестиционной активности.

Кроме того, властям никак не удается стабилизировать рубль, 30 января впервые опустившийся до 70 руб. за доллар. Между тем, именно прогрессирующее ослабление рубля является главным двигателем инфляционных процессов в России и источником неопределенности. Как отмечалось на открытом заседании РСПМ, неблагоприятная психологическая обстановка представляет собой чуть ли не основную причину падения объемов капиталовложений. Из-за неуверенности в будущем компании останавливают или переносят на неопределенный срок свои проекты и отказываются от приобретения нового оборудования.

Тем не менее, некоторые изменения к лучшему все-таки есть. Правительство, утвердив достаточно противоречивую антикризисную программу, в рамках которой почти половину выделяемых средств планируется направить на докапитализацию крупнейших госбанков, а бюджетные расходы предполагается сократить, чтобы частично компенсировать потери от падения цен на нефть, все-таки не будет уменьшать финансирование оборонки, а также не будет отказываться от использования средств из Фонда национального благосостояния при реализации крупных инфраструктурных проектов. Кроме того, «системообразующим» предприятиям обещана государственная поддержка. Вероятно, если ситуация в экономике в феврале не улучшится, то и программа будет откорректирована в сторону более решительных мер.

Во всяком случае, политика жесткой экономии, которую в последние годы пытались реализовывать в Евросоюзе, а МВФ сейчас навязывает «на все согласной» Украине, как показала практика, не в состоянии обеспечить ни стабильность в финансах, ни, тем более, экономический рост. Новое правительство Греции, пришедшее к власти после выборов 25 января, открыто заявило, что не собирается больше урезать расходы любой ценой, а также поставило вопрос о реструктуризации внешнего долга с его частичным списанием.

Правда, не факт, что греки смогут выстоять против давления со стороны Германии и Европейской комиссии, но они получили неожиданную поддержку со стороны США. Президент Барак Обама и британский премьер Кэмерон совместно выступили против европейской жесткой экономии. Понять их можно: США пытаются навязать ЕС трансатлантическую зону свободной торговли, а чтобы американские компании смогли нарастить свои прибыли за счет увеличения поставок в ЕС, нужно, чтобы там расширялся внутренний спрос.

Однако пока что дела в европейской экономике идут неважно, а спад на региональном рынке стали не удается преодолеть несмотря на падение курса евро до самого низкого значения по отношению к доллару с 2003 года. В начале января европейские металлурги анонсировали подъем котировок на плоский прокат на 20-30 евро за т, а во второй половине месяца частично реализовали это повышение. Но в феврале, по мнению ряда аналитиков, листовая продукция в ЕС может снова подешеветь из-за относительно слабого спроса, особенно, со стороны промышленных потребителей. В то же время, стоимость сортового проката на юге и, в меньшей степени, на востоке Европы в январе прибавила до 20 евро за т.

Низкий курс евро затрудняет поставки российского проката в Европу, но на других направлениях отечественные металлурги наращивают свое присутствие. В последнее время, в частности, резко возрос экспорт российской арматуры в Казахстан и другие страны СНГ, а плоский прокат активно предлагается в Турцию, Индию, страны Ближнего Востока.

В то же время, производителям опять пришлось понизить экспортные котировки. Горячекатаные рулоны российского производства подешевели до $420-430 за т FOB, а в феврале могут опуститься еще ниже. При этом, очень серьезной проблемой для отечественных металлургов может стать начало антидемпингового расследования по горячекатаным рулонам в Турции, о котором было объявлено 28 января.

Китайские компании так же продолжают сбивать цены на прокат. Стоимость горячекатаных рулонов и толстолистовой стали по некоторым контрактам уже лишь немного превышает отметку $400 за т FOB, а заготовки и сортовой прокат приближаются к $350-360 за т. Китайцам приходится идти на эти условия, так как внутренний рынок тоже переполнен, а котировки на нем сократились за январь на $30-40 за т. В то же время, в стране продолжает дешеветь металлолом, а железная руда упала до нового минимального уровня с мая 2009 года. Как теперь считают в Citigroup, на пике падения ее стоимость составит порядка $50 за т CFR Китай.

Правда, очередное падение цен на прокат в Китае, наконец, заставило некоторых производителей уменьшить выпуск. Пока что речь идет о переносе на более ранний срок ремонтов, ранее запланированных на паузу во время новогодних праздников по китайскому календарю во второй половине февраля. Но в целом это можно расценивать как признак того, что избыток предложения стальной продукции в стране, ставший в прошлом году настоящей головной болью для всего мирового рынка, в обозримом будущем может все-таки пойти на спад.

И все же, ожидания большинства участников мирового рынка стали остаются пессимистичными. В начале февраля цены на прокат, очевидно, продолжат снижение.

Другие аналитические материалы МСС представлены в разделе "Аналитика"

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 557

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter