Кризисные точки на мировом рынке стали

World Steel Association (WSA) подвела итоги работы мировой металлургической отрасли в январе 2015 года. По ее данным, в 65 странах, предоставляющих регулярную информацию этой международной организации (на их долю приходится более 98% выплавки стали в мире), было произведено 133,1 млн. т металла, что на 2,9% уступает показателю аналогичного периода годичной давности.

Хотя данный спад, на первый взгляд, не выглядит значительным, на самом деле это наихудший месячный показатель YoY с августа 2009 года. Средний уровень загрузки мощностей в мировой металлургической отрасли, по оценкам WSA, составил в январе 2015 года 72,5%, что представляет собой самое низкое значение с декабря 2009 года. В прошлом месяце ежедневно выплавлялось, в среднем, 4,29 млн. т стали. Это меньше, чем в любом из месяцев 2014 года и является минимальной отметкой с декабря 2013-го. Таким образом, статистические данные лишний раз подтвердили, что глобальная металлургическая отрасль переживает кризис.

Где находятся основные «болевые точки» этого кризиса? В первую очередь, в Китае. По предварительным данным, в январе производство стали в этой стране составило 65,5 млн. т, на 4,7% меньше, чем в тот же период предыдущего года. В последний раз спад такой силы постиг китайскую металлургическую отрасль в сентябре 2010-го, когда из-за острого дефицита электроэнергии сталелитейные предприятия страны сократили выпуск на 5,5% по сравнению с сентябрем 2009 года.

Впрочем, на этот раз проблемы китайской черной металлургии имеют системный характер. Как заявил Чжан Гуаннин, в январе этого года избранный новым председателем China Iron & Steel Association (CISA), производство стали в Китае достигло пика. Расширение выпуска прекращается, сказал он, поэтому национальным металлургическим компаниям необходимо кардинальным образом менять политику, уходить от прежней экспансии в сторону повышения качества и эффективности.

Это заявление вызвало сильный резонанс за пределами Китая. Действительно, ранее большинство специалистов считали, что Китай достигнет максимального уровня производства стали в 2020-2025 годах, причем, объем выпуска на пике должен был составить порядка 900-1000 млн. т стали в год. В прошлом году CISA прогнозировала выход на максимальную отметку в 840 млн. т в 2017 году. Но если прошлогодние 822,7 млн. т останутся рекордным значением, то перестраиваться придется и мировому рынку черных металлов в целом.

Как теперь отмечают некоторые аналитики, потребление стальной продукции в Китае в 2009-2013 годах было избыточным. Дополнительный спрос, достигающий многих десятков миллионов тонн в год, возник благодаря реализации китайским правительством беспрецедентной программы стимулирования национальной экономики за счет многомиллиардных государственных инвестиций в строительство городов, автомобильных и железных дорог и прочей инфраструктуры. В последний год китайские власти резко сбавили темпы роста капиталовложений, стремясь снять экономику страны с «кредитной иглы», что и привело к первому с начала 80-х годов снижению внутреннего спроса на прокат. По-видимому, эта тенденция будет наблюдаться и в текущем году.

Учитывая, что совокупный объем производственных мощностей в китайской металлургической отрасли превышает, по оценкам CISA, 1,2 млрд. т в год, уровень конкуренции на национальном рынке стали резко возрос. Это, в частности, привело к падению внутренних котировок до самого низкого уровня с лета 2009 года и расширению экспорта стали до 93,8 млн. т в прошлом году — на 50,5% больше, чем годом ранее. Кстати, в январе за границу было отправлено 10,29 млн. т китайской стали — 15,7% от объема выпуска. Для Китая это исключительно высокий уровень, уступающий только показателям третьего квартала 2008 года.

По всем признакам, в этом году выплавка стали в Китае будет медленно сокращаться по сравнению с прошлогодним уровнем. Однако объем экспорта останется высоким, а цены на китайский прокат — низкими. Дешевизне, при этом, будут способствовать такие факторы как жесткая конкуренция внутри страны и низкая стоимость сырья. Основные поставщики железной руды и коксующегося угля никак не предполагали, что Китай вдруг прекратит наращивать выплавку стали уже в 2014-2015 годах. В результате предложение этих материалов еще долго будет превышать спрос несмотря на вынужденный уход с рынка наиболее затратных производителей.

Китайская экспортная экспансия начинает оказывать непосредственное влияние на соседей. В Японии производство стали в январе 2015 года сократилось на 4,0% по сравнению с аналогичным периодом годичной давности, в Южной Корее — на 5,0%. Индия показала жалкий прирост на 0,3%, хотя потребление проката в стране в последние месяцы как раз начало увеличиваться. Только Тайвань со своим подъемом на 14,2% или более 250 тыс. т по сравнению с январем 2014 года выбивается из общей картины, но здесь основной причиной такого нестандартного показателя стал резкий спад в местной металлургической отрасли, пришедшийся на зиму прошлого года.

Наряду с Китаем и странами Северо-Восточной Азии, выплавку стали значительно сократили Украина, Турция и Италия. С Украиной, в общем-то, все ясно. Объем производства в этой стране упал на 25,2% или 630 тыс. т по сравнению с январем 2014 года из-за войны на Донбассе, обвала экономики, а также растущего дефицита природного газа и электроэнергии. Причем, февральский показатель, судя по всему, будет еще хуже.

Для турецких металлургов, уменьшивших выплавку стали на 10,4% (почти 300 тыс. т), основной проблемой стали высокие затраты на природный газ и электроэнергию. Из-за этого национальным мини-заводам было выгоднее использовать импортируемые из стран СНГ полуфабрикаты для получения готового проката. Кроме того, определенную роль сыграло и ухудшение экспортной конъюнктуры.

Низкий курс евро и кризис в европейской экономике привел к сокращению закупок турецкого плоского проката в странах ЕС, а падение мировых цен на нефть, войны и беспорядки в Ираке, Сирии, Ливии, Йемене, а также конкуренция со стороны Китая уменьшили спрос на турецкий сортовой прокат в странах Ближнего Востока. Впрочем, вследствие резкого удешевления металлолома в конце января — начале февраля турецким металлургам снова стало выгодно использовать это сырье, так что февральские показатели для национальных производителей должны улучшиться.

Итальянский спад на 11,3% или 240 тыс. т по сравнению с январем 2014 года был, в основном, обусловлен проблемами, которые испытывает крупнейший национальный металлургический комбинат Ilva. В прошлом году правительству пришлось национализировать хронически убыточный завод, чтобы спасти его от закрытия. Теперь государственные финансовые институты выделяют средства (уже заявлено о 660 млн. евро) на модернизацию и повышение экологической безопасности Ilva. Впрочем, предприятие в январе все еще испытывало серьезные проблемы из-за недостатка оборотных средств и нехватки сырья, что и отразилось на общенациональных показателях.

В целом производство стали в ЕС в январе уменьшилось на 1,1% по сравнению с аналогичном периодом годичной давности. И это несмотря на низкий курс евро, опустившийся в прошлом месяце до минимальной отметки с 2003 года по отношению к доллару. Для поставщиков проката из Китая, России и Украины дешевизна стальной продукции на европейском рынке отнюдь не стала помехой.

Правда, основная причина текущих трудностей европейских металлургов заключается не в конкуренции со стороны импорта. Промышленность и строительная отрасль региона несмотря на некоторые локальные успехи (например, в автомобилестроении) переживают спад, в значительной мере обусловленный снижением спроса на европейскую машиностроительную продукцию со стороны России и Китая. Санкции, объявленные в прошлом году против России, бумерангом ударили по самим европейцам.

В то же время, следует отметить, что высокие темпы роста в металлургической промышленности еще не означают здорового состояния национальной экономики. По итогам января в наибольшей степени увеличилось по отношению к тому же месяцу прошлого года производство стали в России — на 6,0% или почти 350 тыс. т, по данным WSA. Безусловно, кардинальное улучшение внешнеэкономической конъюнктуры вследствие падения курса рубля и ажиотаж на внутреннем рынке, вызванный ускоренным подорожанием, помогли отечественным металлургам нарастить свои производственные показатели. Но это не тот рост, которым стоит гордиться. Уже в марте-апреле он может смениться суровым спадом.

Другие аналитические материалы МСС представлены в разделе "Аналитика"

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 321

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter