В прежнем русле. Мировой рынок металлургического сырья: 19-26 февраля
На турецком рынке металлолома в последнюю неделю февраля наступило затишье. Металлургические компании, закупив достаточные объемы сырья во время обвала в первой половине месяца, приостановили сделки. Котировки на американский и европейский материал HMS № 1&2 (80:20) указываются в интервале $240-245 за т CFR, но зачастую имеют номинальный характер. В то же время, сообщалось о приобретении турецкими компаниями отдельных партий российского лома 3А по $220-230 за т CFR.
Потребители проводят выжидательную политику, рассчитывая на дальнейшее понижение цен в марте. По предварительным расчетам, металлолом при поставках в Турцию должен подешеветь на $15-20 за т по сравнению с нынешним уровнем. Как отмечают металлурги, уменьшение стоимости заготовок в феврале снова сделало приобретение полуфабрикатов мини-заводами более выгодным, чем использование лома для выплавки стали. Кроме того, котировки на сортовой прокат в странах Ближнего Востока продолжают снижаться, так что производители нуждаются в новом сокращении затрат на сырье. Наконец, в марте прогнозируется очередное понижение на американском и европейском рынках лома, что должно оказать дополнительное давление на экспортные цены.
В то же время, в странах Восточной Азии ожидания имеют более оптимистичный характер. Региональные металлурги рассчитывают на традиционное весеннее оживление. Кроме того, многие участники рынка надеются на то, что в начале марта китайским компаниям, возвращающимся на рынок после недельной праздничной паузы, удастся организовать повышение котировок на прокат, за которым подтянется вверх и металлолом. По крайней мере, японские трейдеры смогли добиться некоторого подорожания своего сырья при поставках в Корею, хотя на внутреннем рынке лом непрерывно дешевеет с декабря прошлого года.
Российские и американские экспортеры пока не могут похвастаться такими успехами. В частности, стоимость американского материала HMS № 1&2 (80:20), поставляемого в контейнерах на Тайвань, стабилизировалась в интервале $225-230 за т CFR и пока не торопятся его покидать. Спрос на лом в Восточной Азии сейчас низкий, хотя в марте ожидается некоторое оживление. Определенные надежды возлагаются при этом на Индию, где местные металлурги лоббируют отмену 5%-ной импортной пошлины на металлолом.
На рынке товарного чугуна серьезных сделок в последнее время не заключалось. Украинские компании еще в середине февраля дораспродали мартовский материал, в среднем, по $250 за т FOB. Дальнейшие поставки находятся под вопросом вследствие того что Донецкий метзавод простаивает с начала февраля, а работа предприятий «Метинвеста» происходит в непредсказуемом режиме из-за перебоев со снабжением сырьем, природным газом и электроэнергией. Российские компании пока не форсируют продажи, ожидая прояснения обстановки. По их мнению, падение котировок до $250-260 за т FOB было чрезмерным, но добиться восстановления цен до $280-300 за т будет непросто из-за прогрессирующей слабости металлолома.
В первые дни после возвращения китайских компаний на рынок после праздничной паузы спотовые цены на железную руду немного понизились, опустившись до менее $63 за т CFR для 62%-ного австралийского материала. По мнению аналитиков, рассчитывать на улучшение здесь можно будет не раньше середины марта, когда, как ожидается, активизируются крупные строительные проекты на северо-востоке страны.
В дальнейшем же, по мере того, как с рынка будут уходить небольшие производители с высоким уровнем себестоимости, котировки должны пойти вверх. В частности, по прогнозу австралийской компании BHP Billiton, третьего по величине поставщика ЖРС в мире, во втором полугодии 2014 года средний уровень цен на это сырье должен дойти до около $70 за т FOB, т. е. прибавить порядка 20% по сравнению с текущим уровнем.
Однако, с другой стороны, дешевизна руды на мировом рынке представляет собой долгосрочную тенденцию. BHP Billiton, а также другие ведущие компании отрасли, бразильская Vale и австралийская Rio Tinto, не собираются отказываться от своих крупномасштабных проектов расширения мощностей, рассчитывая на переформатирование рынка в свою пользу. Так, генеральный директор BHP Billiton Эндрю Макензи выступил против инициативы премьер-министра Австралии Колина Барнетта, призвавшего поставщиков руды сократить выпуск, чтобы поднять цены.
Как заявляет Rio Tinto, во втором полугодии 2014 года средняя себестоимость добычи руды составляла у нее $18,7 за т без учета рентной платы, стоимости финансирования и других общекорпоративных расходов. BHP Billiton уменьшила этот показатель до немногим более $20 за т, сократив средние удельные затраты на 29% за полгода. Как заявляют обе компании, в текущем году прямые расходы на добычу руды можно будет уменьшить и до $15 за т при условии сохранения низких цен на нефть и, соответственно, горючее, а также относительной слабости австралийского доллара по отношению к американскому.
Сейчас специалисты признают, что ведущие железорудные корпорации, строившие свою инвестиционную и производственную политику в расчете на долгосрочный рост производства стали и импорта сырья в Китае, сильно ошиблись в расчетах. На расплачиваться за эти промахи придется другим участникам отрасли. Во всяком случае, в ближайшие несколько лет запуск новых железорудных проектов где бы то ни было будет практически невозможен.
На рынке коксующегося угля, где крупнейшими покупателями также выступают китайские компании, все еще продолжается пауза. До праздников в Китае стоимость «твердого» австралийского материала находилась в интервале $110-115 за т CFR Китай, практически не изменившись по сравнению с началом текущего года, однако теперь потребители настаивают на новых уступках. Так что, основные тенденции на мировом рынке металлургического сырья пока что по-прежнему направлены вниз.
С другими аналитическими обзорами МСС различных сегментов металлургического бизнеса России и мира можно познакомиться в разделе "Аналитика"
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.