Украинско-китайский спад в мировой металлургической отрасли
Тем не менее, если брать во внимание двухмесячный период в целом, то впору говорить не о подъеме, а о спаде. В январе-феврале объем выплавки составил 261,4 млн. т, на 1,3% меньше, чем в тот же период 2014 года. В абсолютном значении уровень производства снизился на 3,47 млн. т. Причем, почти точно в эту цифру укладывается сумма потерь всего в двух странах — Украине и Китае.
Украинские металлурги установили в феврале новый месячный антирекорд, по меньшей мере, с 1998 года, выплавив в феврале менее 1,6 млн. т стали из-за очередной остановки Енакиевского метзавода вследствие боевых действий, разрушения железнодорожных путей и экономической блокады Донбасса, а также проблем с обеспечением сырьем на ряде других предприятий. Всего за два месяца в стране было произведено 3,46 млн. т стали, что на 29,2% меньше, чем в январе-феврале 2014 года.
Более сложной выглядит обстановка в Китае. Неожиданный февральский рекорд (в этом месяце страна отмечала Новый год по китайскому календарю) объясняется надеждами национальных металлургов на подъем после праздников, а также массовым переносом с февраля на январь ремонтов оборудования. В то же время, по итогам двух месяцев в целом выплавка стали уменьшилась на 1,5% или почти на 2 млн. т по сравнению с прошлогодними показателями. При этом, по данным китайской металлургической ассоциации CISA, в первую декаду марта среднедневное производство стали в стране сократилось более чем на 5% по сравнению с концом февраля.
По всем признакам, в этом году потребление проката в Китае продолжит снижаться. Строительная отрасль, на долю которой приходится порядка 55% спроса на сталь в стране, испытывает спад. Спрос на недвижимость в мегаполисах упал из-за слишком высоких цен, а в менее крупных городах — вследствие неблагоприятных демографических тенденций. Капиталовложения в инфраструктуру в обозримом будущем, очевидно, тоже будут сокращаться. Реализованные в 2009-2013 годах проекты, средства на которые обычно выделялись через госбанки, во многих случаях оказались провальными с финансовой точки зрения. Поэтому правительство не собирается и дальше увеличивать объем проблемных кредитов.
Как считают аналитики гонконгского офиса американской инвестиционной компании Pimco Эмили Ауюн и Раджа Мукхерджи, в ближайшие годы спрос на прокат в Китае будет увеличиваться, в основном, благодаря расширению выпуска автомобилей и бытовой техники, ориентированного на внутренний рынок. Но в 2013 году на эти отрасли приходилось менее 10% потребления стали в стране, поэтому их рост не компенсирует спада в строительной отрасли и производстве промышленного и строительного оборудования. А по прогнозу World Steel Dynamics, до 2025 года спрос на прокат в КНР может сократиться на 50-200 млн. т по сравнению с немногим более 700 млн. т в прошлом году.
Таким образом, уменьшение выплавки стали в Китае выглядит неизбежным. Однако китайское Министерство промышленности и информационных технологий заявляет, что спрос и предложение на национальном рынке удастся сбалансировать только в 2017 году. Основная проблема заключается в том, что совокупные производственные мощности в китайской металлургической промышленности превышают 1,2 млрд. т в год, так что для достижения равновесия необходимо демонтировать почти треть отрасли. Правительство Китая собирается делать ставку на ужесточение экологических стандартов и разработку методов поддержки сталелитейных компаний, убирающих избыточные мощности с рынка, но процесс этот, очевидно, не быстрый.
Помимо Китая и Украины, были в январе-феврале и другие страны, сбавившие выплавку стали по сравнению с прошлым годом. Так, в США ее объем сократился на 4,3%. По данным American Iron and Steel Institute, к середине марта уровень загрузки мощностей в национальной металлургической отрасли снизился до 68,4% - минимального уровня с октября 2012 года. Американские специалисты называют две причины этого провала. Во-первых, это уменьшение потребления проката в нефтегазодобывающей и связанных с ней отраслях. Во-вторых, резкое расширение импорта вследствие завышенных внутренних цен в США. В последнее время котировки на американском рынке значительно опустились, а зарубежные закупки сократились, но понадобится, наверное, не менее двух-трех месяцев, чтобы он пришел в норму.
В сложном положении оказалась турецкая металлургическая отрасль. По итогам первых двух месяцев 2015 года в стране было выплавлено на 11,3% меньше стали, чем в тот же период годом ранее. При этом, если в январе спад составил 7,3%, то в феврале — уже 12,2%. В наибольшей степени негативные тенденции затронули производителей плоского проката.
Турецкие специалисты заявляют, что истоки кризиса в национальной сталелитейной отрасли находятся, в основном, за пределами страны. Китай и страны СНГ в начале года резко расширили поставки листовой стали на местный рынок, в то время как спрос на турецкий сортовой прокат в странах Ближнего Востока значительно сократился. Кроме того, из-за относительно высокой стоимости металлолома и дороговизны электроэнергии и природного газа турецким мини-заводам зачастую выгоднее использовать покупные полуфабрикаты, чем выплавлять сталь самостоятельно.
Из европейских стран в наибольшей степени сократили выплавку стали Польша и Италия. Поляки, при этом, считают главной проблемой рост импорта, так как спрос на прокат в стране достаточно высок по региональным меркам. В Италии основной причиной спада стали трудности крупнейшего в стране меткомбината Ilva, национализированного в конце прошлого года с целью предотвращения банкротства. Завод лихорадило несколько месяцев, и только в начале марта на него начали поступать государственные средства, что позволило ликвидировать острый дефицит оборотного капитала. В целом в ЕС в январе-феврале было выплавлено на 2,0% меньше стали, чем годом ранее, причем, европейские специалисты называют одним из неблагоприятных для региональной металлургической промышленности факторов увеличение импорта из Китая и СНГ.
Неудачным оказалось начало года для японских и корейских металлургов, сбавивших выплавку стали соответственно на 2,2 и 3,6% по сравнению с январем-февралем 2014 года. Производители из этих стран утратили некоторые позиции на внешних рынках из-за конкуренции со стороны Китая и введения антидемпинговых пошлин на корейские трубы в США. Но, по большей части, спад объясняется внутренними причинами. Темпы роста в обеих странах снижаются, сокращается выпуск автомобилей и морских судов, не в лучшем состоянии и строительная отрасль. К тому же, японское и корейское промышленное оборудование традиционно экспортировалось в Китай, а он в последнее время сократил спрос на него.
Безусловно, в первые месяцы 2015 года некоторые страны наращивали выплавку стали. В лидерах этого процесса оказались Индия с приростом на 7,2% и Россия, где выплавка стали прибавила 6,6% по сравнению с январем-февралем прошлого года. Но в обоих случаях подъем, похоже, имел временный характер.
Российский скачок был вызван, по большей части, неблагоприятными прошлогодними результатами и падением курса рубля, позволившим увеличить экспорт. Сейчас условия для российских металлургов явно ухудшились. В Индии местные специалисты прогнозируют на ближайшие месяцы сокращение производства проката, так как спрос на него в 2014/2015 финансовом году (апрель/март), по предварительным данным, прибавил только 3% по сравнению с предыдущим периодом, импорт вырос, а экспорт, наоборот, уменьшился. Некоторые местные компании из-за неблагоприятной конъюнктуры намерены отложить ввод в строй новых мощностей, запланированный на 2015 год.
Таким образом, можно предположить, что в ближайшие месяцы мировое производство стали будет отставать от прошлогодних показателей. А настолько сильным окажется это отставание, зависит, в первую очередь, от Китая.
С другими аналитическими обзорами МСС различных сегментов металлургического бизнеса России и мира можно познакомиться в разделе "Аналитика"
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.