Без надежды на улучшение. Мировой рынок металлургического сырья: 9-16 апреля
Так, для турецких металлургов естественным ограничителем выступают цены на сортовой прокат, которые с февраля не могут преодолеть границу $450 за т EXW/FOB несмотря на все усилия производителей. В первой половине апреля турецкие компании возобновили закупки металлолома на внешнем рынке, чтобы пополнить запасы. Из-за ограниченного объема предложения сырья им пришлось согласиться на его некоторое подорожание. Котировки на европейский и американский материал HMS № 1&2 (80:20), которые в конце марта находились, как правило, ниже отметки $260 за т CFR, к середине апреля приподнялись до $265 за т CFR и более, а некоторые трейдеры с последние дни выставляли предложения из расчета $270 за т.
Однако вероятность подъема цен выше этого уровня выглядит незначительной. Помимо стагнации на экспортном рынке арматуры, подорожанию металлолома препятствует понижение курса лиры, 15 апреля впервые опустившейся до более 2,70 за доллар. Сейчас турецкие компании вынуждены приобретать лом и заготовку из СНГ по более высоким ценам, чем в начале текущего месяца, однако в дальнейшем котировки могут быстро откатиться вниз.
По крайней мере, поставщикам лома трудно настаивать на продолжении подъема. В США и Европе внутренние цены в апреле практически не изменились по сравнению с предыдущим месяцем. При этом, американские трейдеры сообщают о точечных понижениях в пределах $5 за т на некоторых региональных рынках. В Европе стоимость лома незначительно возросла, но это компенсируется некоторым ослаблением евро по отношению к доллару.
Ухудшаются условия на Тайване, одном из крупнейших импортеров металлолома в Азии. С 10 мая и до сентября в стране будут действовать более высокие летние тарифы на электроэнергию, так что местные мини-заводы планируют на этот период сокращение выплавки стали, по меньшей мере, на 20% по сравнению с нынешними показателями. Закупки лома на Тайване соответственно уменьшаются, а стоимость американского материала HMS № 1&2 (80:20) понизилась от около $240 за т CFR в начале апреля до примерно $230 за т с перспективой продолжения спада.
Корейские компании достаточно активно приобретали сырье в начале апреля. Контракты на покупку японского лома Н2 заключались, при этом, на отметке 26 тыс. иен за т (около $217), что примерно на $25 за т превышало уровень трехнедельной давности. Однако теперь корейцы покидают рынок, а стоимость японского металлолома, очевидно, пойдет вниз.
Тем более, что из-за спада в национальной строительной отрасли, сокращения спроса на сортовой прокат и снижения уровня загрузки сталеплавильных мощностей потребление металлолома в Японии значительно уменьшилось. По данным национального Министерства финансов, в январе его объем составил 2,77 млн. т, на 7,2% меньше, чем в тот же период годичной давности, а закупки лома металлургическими предприятиями вообще обвалились на 16,3%, до 1,77 млн. т. Причем, нынешняя ситуация на японском рынке как бы не хуже, чем в начале года.
Таким образом, во второй половине апреля стоимость металлолома на мировом рынке, скорее всего, немного уменьшится по сравнению с текущим уровнем. Да и в дальнейшем рассчитывать на рост весьма сложно из-за слабости спроса на сортовой прокат в большинстве регионов мира.
Спотовые котировки на железорудное сырье в последние дни заметно приподнялись по сравнению с минимальными показателями начала текущего месяца, когда стоимость австралийского материала с 62% железа рухнула до около $46 за т CFR Китай — наименьшего уровня с 2004/2005 финансового года (апрель/март). К середине месяца стоимость руды приподнялась до $49-50 за т CFR, чему способствовало, прежде всего, сокращение объема предложения.
Австралийская компания Atlas Iron объявила о прекращении добычи сырья на своих предприятиях из-за ее глубокой убыточности. Несколько дней спустя ее примеру последовала китайская Sinosteel, сообщив, что приостанавливает работу своего железорудного актива Blue Hills в той же Австралии. Это первые случаи закрытия действующих предприятий за пределами Китая в ходе текущего кризиса на мировом рынке руды. Как отмечали специалисты, именно такие действия могут восстановить равновесие между спросом и предложением и стабилизировать цены.
В то же время, воздействие от остановки двух предприятий может быть только краткосрочным и иметь больше психологический, чем реальный эффект. Объем мощностей, выведенных с рынка, ничтожен. Atlas Iron за второе полугодие 2014 года добыла только 6,9 млн. т руды, а по итогам 2014/2015 финансового года (июль/июнь) собиралась отправить на экспорт около 13 млн. т. Производительность Blue Hills вообще составляет менее 1 млн. т в год. В то же время, Rio Tinto, крупнейшая железорудная компания Австралии, планирует в текущем году выдать 330 млн. т сырья против 295 млн. т в 2014 году, а BHP Billiton — довести добычу до 225 млн. т по сравнению с прошлогодними 204 млн. т. По оценкам американского инвестиционного банка Morgan Stanley, в этом году объем предложения ЖРС на мировом рынке должен возрасти на 8,2%, а спрос - только на 3,9%.
В реальности же результат может оказаться даже еще худшим. Китай, крупнейший импортер железной руды, на долю которого в прошлом году пришлось более 70% закупок (без учета поставок по железным дорогам), в первом квартале 2015 года получил из-за рубежа 227,0 млн. т данного сырья. Это всего на 5 млн. т или менее чем на 2,3% превышает показатели аналогичного периода предыдущего года. При этом, за первые три месяца текущего года выплавка стали в стране составила около 200 млн. т, на 1,7% меньше, чем годом ранее.
Чтобы поддержать национальную железорудную отрасль, китайское правительство с 1 мая снижает для нее на 60% налог на добычу полезных ископаемых. Правда, по расчетам западных аналитиков это даст сокращение себестоимости не более чем на $4 за т, но китайским производителям ЖРС предлагается и другая помощь — например, субсидии. По такому же пути еще раньше пошли австралийские власти, также уменьшившие вдвое рентные платежи для поставщиков руды.
Поэтому, как теперь полагают многие эксперты, спад на мировом рынке железной руды будет еще более сильным и продолжительным, чем ожидалось. Характерно, что если в начале марта цены на 62%-ный австралийский материал по форвардным контрактам с исполнением в конце 2017 года находились в интервале $65-70 за т CFR Китай, то к настоящему времени эти котировки упали до менее $50 за т, что делает весьма проблематичным хеджирование. Citigroup в своем недавнем обзоре спрогнозировала падение стоимости руды до менее $40 уже во втором квартале и стабилизацию в пределах $35-40 за т CFR до конца текущего года. При таких ценах в мире останутся только две прибыльные железорудные компании — Rio Tinto и BHP Billiton. Они же являются и главными нарушителями равновесия на глобальном рынке.
Аналитики Goldman Sachs, Morgan Stanley и других ведущих инвестиционных банков пока что придерживаются менее пессимистичных взглядов в отношении ближайших перспектив железной руды. Однако и они согласны с тем, что провал котировок до отметки $50 за т CFR Китай и менее — это очень надолго. Возможно, рост цен на сырье возобновится не ранее 2017-2018 годов, и то лишь при условии увеличения спроса со стороны Китая.
С другими аналитическими обзорами МСС различных сегментов металлургического бизнеса России и мира можно познакомиться в разделе "Аналитика"
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.