В украинской металлургии без изменений к лучшему
За счет этого производство стали в мае могло впервые с июля 2014 года превысить отметку 2 млн. т в месяц. Конечно, при этом отрасль продолжала бы наращивать отставание от прошлогоднего графика, по итогам первых четырех месяцев составившее уже 29,8% или 3,0 млн. т по сравнению с уровнем аналогичного периода 2014 года. Но, по крайней мере, появился бы хоть какой-то свет в конце туннеля.
Сейчас, в конце мая, уже очевидно, что эти надежды в значительной мере не оправдались. До сих пор продолжает простаивать Алчевский меткомбинат из-за сохраняющихся проблем с энергоснабжением и логистикой. Киевские власти усилили экономическую блокаду Донбасских республик, а на Донецкой железной дороге во второй половине мая прошла серия диверсий, что резко обострило транспортную проблему. В частности, были в значительной мере сорваны поставки кокса с Алчевского КХЗ на ДМК им.Дзержинского, относящийся к группе ИСД. Из-за этого днепродзержинскому предприятию пришлось ограничивать объем выпуска и срочно закупать недостающий кокс в России. С трудностями с обеспечением железорудным сырьем столкнулся Енакиевский метзавод, из-за этого не выполнивший майский план по выплавке чугуна и стали.
Относительно стабильно работали в мае мариупольские комбинаты «Азовсталь» и ММК им.Ильича, но у них появились другие проблемы. Согласно заявлениям представителей группы «Метинвест», во второй половине мая ММК им.Ильича, Енакиевский метзавод и «Запорожсталь» были отключены от системы автоматического возмещения НДС, возможностями которой традиционно пользуются крупные экспортеры. Как сообщала еще в середине мая группа «Метинвест», задолженность государства перед ней по невозвращенному НДС уже достигла немногим менее 3,6 млрд. грн. (более $165 млн. по нынешнему курсу), из которых 868 млн. грн. образовались за май 2015 года.
Между тем, финансовое положение группы и так весьма сложное. Она несет убытки из-за падения объемов производства и низких цен на стальную продукцию. В начале апреля она была вынуждена пропустить платеж по облигациям и в настоящее время ведет переговоры с кредиторами об изменении условий оплаты задолженности в размере $113 млн. Как предупреждает руководство группы, дальнейшее вымывание оборотного капитала может привести к остановке трех заводов, которым не возвращают экспортный НДС. Зато Министерство финансов Украины по итогам января-апреля объявило о профиците сводного бюджета в размере 8,2 млрд. грн.
Есть версия, что проблемы «Метинвеста» вызваны «борьбой без правил» между украинскими олигархами, в которой собственнику группы Ринату Ахметову, чье влияние в Киеве за последний год сильно упало, приходится держать тяжелую оборону. В этой связи довольно подозрительной выглядит история с обстрелами 21 и 23 мая крупнейшего в стране Авдеевского коксохимического завода, в ходе которых было прервано энергоснабжение предприятия, пострадали его цеха, получили повреждения железнодорожные пути. Из-за этого завод не работал несколько дней, а затем был вынужден возобновить работу лишь на минимальной мощности. По некоторым оценкам, в мае он должен произвести около 130 тыс. т кокса вместо более 180 тыс. т по плану. В принципе, Алчевский КХЗ находится почти на линии фронта, и во время боев в январе-феврале ему неоднократно «прилетало» с обеих сторон, но обстрелы в конце мая выглядят какими-то уж слишком точными для случайных попаданий.
Перспективы украинской металлургической отрасли на июнь выглядят поэтому весьма неопределенными. Непонятным остается вопрос с Алчевским меткомбинатом. В условиях транспортной блокады могут снова сократить или вовсе прекратить поставки донбасские коксохимы, а трудности с логистикой и невозврат НДС могут дезорганизовать работу мариупольских комбинатов «Метинвеста».
В конце мая энергоснабжающая компания «Запорожьеоблэнерго» (формально государственная, но контролируемая братьями Суркисами, которых пытаются вытеснить оттуда Игорь Коломойский и его союзник Константин Григоришин) заявила о том, что отключает комбинат «Запорожсталь» от электроэнергии за долги в размере 98 млн. грн. (около $4,6 млн.), при том, что государство не вернуло комбинату более 650 млн. грн. экспортного НДС.
Кроме того, отключение комбинатов от энергоснабжения может произойти и по «объективным» причинам. Из-за нехватки угля и ремонтов на атомных энергоблоках в Украине вновь снижается выработка электроэнергии. Зимой этого года некоторые металлургические предприятия уже сталкивались с нормированием поставок электричества и природного газа. Теоретически такие проблемы могут возникнуть и в будущем.
В украинской экономике основной вопрос заключается в том, будет ли официально объявлен дефолт уже в июне, или его удастся оттянуть на более поздний срок. Во всяком случае, переговоры с кредиторами Украины о реструктуризации долга пока не принесли конкретных результатов, а ведь именно на это завязан очередной транш от МВФ. Спад в реальном секторе продолжается: по итогам января-апреля промышленное производство сократилось на 21,5% по сравнению с аналогичным периодом годичной давности, а объем строительных работ — на 32,6%. Впрочем, в дальнейшем темпы падения сгладятся, так как базой для сравнения станет середина прошлого года, когда и произошел основной обвал.
На украинском рынке листового проката в мае продолжался «мертвый сезон». По данным трейдеров, спрос во второй половине месяца незначительно оживился, но в целом остается очень слабым. Складские котировки практически не менялись с середины марта, когда прекратились скачки на валютном рынке. Стоимость горячекатаных рулонов толщиной 4-8 мм указывалась киевскими трейдерами на среднем уровне 12,5 тыс. грн. за т с учетом 20%-ного НДС (около $490 за т без НДС), но реальные сделки, как правило, предполагали предоставление скидки в пределах нескольких сотен гривен.
Так как Национальный банк Украины в мае поддерживал курс гривны на относительно высоком уровне (20,5-21,5 грн. за доллар), украинские цены были весьма выгодными для российских поставщиков, но объемы экспорта оставались минимальными — в основном, вследствие дефицита средств у покупателей и трудностей с приобретением валюты для оплаты импортных контрактов.
В отличие от листового проката, где низкая ликвидность позволяет удерживать цены, арматура на украинском рынке в мае резко подешевела, снизившись за месяц более чем на 12%. Это падение было вызвано, в первую очередь, избыточным предложением. В апреле возобновились поставки арматуры с Макеевского метзавода, причем, группа «Метинвест» начала довольно агрессивно отвоевывать внутренний рынок у «Арселор Миттал Кривой Рог». Кроме того, в мае сообщалось о закупке достаточно солидных объемов арматуры в России. Прежняя неуступчивость АМКР и высокий курс гривны способствовали повышению интереса крупных трейдеров к импортным закупкам.
В то же время, видимый спрос на арматуру по итогам первых четырех месяцев текущего года сократился примерно на 30% по сравнению с тем же периодом 2014 года, а в мае падение ускорилось. Строительная отрасль Украины переживает тяжелейший спад, количество новых проектов ничтожно, а застройщики часто не имеют денег. Трейдерам, закупившим довольно большие объемы продукции в надежде на сезонное оживление, которого так и не произошло, порой остается лишь отгружать арматуру в долг, но и за такими клиентами приходится буквально гоняться.
Если в конце апреля киевские трейдеры предлагали арматуру А500С со склада примерно по 12 тыс. грн. за т с НДС, то месяц спустя цены рухнули до 10,5 тыс. грн. за т (порядка $410-415 за т без НДС). В то же время, заводские котировки от АМКР и «Метинвеста» все еще находятся в пределах 11 тыс. грн. за т CPT Киев либо немного ниже. По мнению трейдеров, металлурги должны пойти на новые уступки, сбавив цены до уровня экспортного паритета (около $400 за т FOB), после чего рынок должен стабилизироваться. Однако в условиях переполненных складов и крайне слабого конечного спроса «дно» спада может оказаться ниже этой отметки.
С другими аналитическими обзорами МСС различных сегментов металлургического бизнеса России и мира можно познакомиться в разделе "Аналитика"
Комментарии
Подобные суждения напоминают мне сцену из фильма "Я робот" на 53-ей минуте.
"Вы попали в аварию!"
Все комментарии (1)
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.