Обзор железнодорожного рынка РФ в апреле-мае 2015 г.
Падение грузооборота на 2,1% на фоне сокращения погрузки на 2,0%
Объем перевозок в апреле 2015 г. снизился на 2,0% к уровню прошлого года и составил 99,8 млн т. Увеличилась погрузка каменного угля (+4,1%), железной руды (+8,9%), лесных грузов (+2,7%) и лома черных металлов (+7,1%). Сократились перевозки строительных грузов (-21,4%) и цемента (-12,0%). За исключением строительных материалов в 2014-2015 гг. суммарная погрузка растет в среднем на 1,5-2,0% год к году.
В апреле 2015 г. грузооборот составил 185,4 млрд т-км, что на 2,1% меньше показателей апреля 2014 г. При этом грузооборот к уровню прошлого года упал ниже погрузки: объемы экспортных поставок сократились на 5,5%, внутренних — на 2,0%, так как дистанция экспортных перевозок, как правило, длиннее внутренних.
Уголь: перевозки установили новые рекорды роста
В апреле погрузка угля на сети РЖД выросла на 4,1% к уровню прошлого года и составила 25,4 млн т. Всего с начала 2015 г. по железной дороге было отправлено 105,7 млн т угля, что на 4,0% выше уровня 2014 г. По сравнению с апрелем прошлого года экспортные перевозки угля сократились на 8,9%, в то время как внутренние увеличились на 17,7%. Экспорт снизился в Великобританию (-24,4%), Китай (-39,5%) и на Украину (-28,0%). Падение поставок угля в Великобританию обусловлено удвоением с апреля ставки на выброс СО2 до 18,1 ?/т, что привело к увеличению доли использования других энергоносителей в генерации электроэнергии и сокращению доли угля.
Дополнительную роль в снижении объемов экспорта сыграл крупный сход горных пород на разрезе Заречный, в результате которого, ориентировочно на 1,5 млн т компании сократили вывоз угля по засыпанной железнодорожной ветке в сторону станции Ерунаково.
Однако, в целом, прогнозируется укрепление позиций России на мировом рынке угля. Эксперты отмечают, что низкие цены на уголь делают его производство нерентабельным для австралийских и американских предприятий. По оценке консалтинговой компании CRU, в ближайшие пять лет США будут снижать добычу и экспорт металлургического угля. При прогнозируемом на 2017-2019 гг. уровне цен около 16 млн т угледобывающих мощностей в США будут нерентабельны. Исходя из этого, к 2018-2019 гг. экспорт металлургического угля из США может составить около 40 млн т, в то время как в 2011-2012 гг. он превышал 60 млн т в год. Такие условия открывают новые возможности для экспорта российского угля, но дальнейшая ревальвация рубля (в апреле российская валюта укрепилась на 11%) может нанести серьезный удар отечественным компаниям-экспортерам.
Поставки угля на внутренний рынок растут с августа прошлого года в среднем от 4 до 18% (год к году). Такое повышение спроса вызвано, прежде всего, увеличением объема производства металлургической продукции на экспорт. Так, в I квартале выплавка стали и чугуна выше уровня прошлого года на 3,5% и 3,1% соответственно, производство проката черных металлов — на 4,1%. Другим фактором спроса на уголь стало маловодье речной системы. Согласно майскому отчету Федерального агентства водных ресурсов, маловодье установилось в следующих регионах: Хакасия, Красноярский край, Иркутская область, Бурятия, Тыва, Забайкальский край, Чукотский и Ненецкий автономные округа, Архангельская, Вологодская, Мурманская и Сахалинская области. Аналогичная ситуация наблюдается в бассейне Дона. Из-за недостатка гидроресурсов отечественные ГЭС не справляются с выработкой электроэнергии, в результате чего приходится прибегать к генерации за счет угольных электростанций.
Несмотря на небольшое падение экспортных перевозок в апреле, потенциал потребления угля будет поддерживаться как внутренним, так и внешним спросом, в частности странами АТР (в первую очередь, Япония) и ЕС. В среднесрочной перспективе перевозки угля могут сохраниться на текущем высоком уровне, а в долгосрочной — вырасти.
Нефть и нефтепродукты: внутренние перевозки выросли, экспорт снизился
В апреле погрузка нефти и нефтепродуктов на сети РЖД достигла уровня прошлого года и составила 20,6 млн т. Всего с начала 2015 г. по железной дороге было отправлено 86,5 млн т нефти и нефтепродуктов, что на 0,3% ниже уровня 2014 г. В апреле внутренние перевозки нефти и нефтепродуктов выросли на 2,2% к апрелю 2014 г., в то время как экспортные перевозки сократились на 3,2%. Экспортные перевозки снизились в Великобританию (-61,5%), Китай (-21,5%), Финляндию
(-34,7%) и Казахстан (-50,7%).
Минэнерго России разработало проект энергетической стратегии с учетом санкций Запада до 2035 г. Согласно документу, к 2020 г. уровень добычи нефти на российской территории снизится до 514 млн т (-2%), а к 2035 году — до 476 млн т (-10%). При этом к 2025 г. ожидается рост экспорта нефти на 15-17% из-за сокращения первичной нефтепереработки внутри России в результате «налогового маневра» в отрасли. К 2020 г. за счет повышения глубины переработки выпуск бензина и дизеля может вырасти на 21% (до 46 млн т) и на 24,6% (до 95 млн т) соответственно.
По апрельскому прогнозу Минэкономразвития, объем добычи нефти в России в 2015 г. может увеличиться к предыдущему году на 0,3% в базовом сценарии прогноза и на 0,6% в оптимистичном. Рост экспорта нефти ожидается около 3% к показателям 2014 г. Вследствие проходящей на части нефтяных мощностей страны модернизации, направленной на увеличение глубины переработки, а также закрытия устаревших производств в 2015 г. экспорт нефтепродуктов может увеличиться лишь на 1,6% (в годовом исчислении по базовому варианту). В апреле поставки сырой нефти на НПЗ сократились на 0,1%.
В среднесрочной перспективе ожидается сохранение текущего высокого объема железнодорожных перевозок нефтепродуктов и перераспределение грузопотока с внутренних направлений на экспортные. Однако, перевозки сырой нефти будут сокращаться вслед за ростом доли трубопроводного транспорта в экспортных поставках.
Строительные грузы и цемент: восстановление перевозок — не ранее 2016 г.
В апреле погрузка строительных грузов и цемента на сети РЖД упала на 21,4% и 23,3% к уровню прошлого года и составила 10,3 млн т и 2,3 млн т соответственно. Всего с начала 2015 г. по железной дороге было отправлено 23,9 млн т строительных грузов и 7,6 млн т цемента, что на 21,9% и 13,6% ниже уровня 2014 г.
В апреле наблюдалось падение строительных материалов и цемента в большинство регионов России. Исключением стали перевозки в Краснодарский край (+30,5%), Калужскую (рост в 4 раза) и Саратовскую области (+17,8%).
По данным Росстата, в I квартале 2015 г. производство цемента сократилось к уровню прошлого года на 4,6% в годовом исчислении, железобетонных изделий и конструкций — на 11,0%, нерудных строительных материалов — на 10,8%, а объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», ниже уровня прошлого года на 4,7%.
По оценке М.Топилина, министра труда и социальной защиты, в России в строительной отрасли должны сократить 13 тыс. человек (около 5%).
На всероссийском совещании «Ситуация в строительной отрасли России» (май 2015 г.) М.Мень, министр строительства и ЖКХ, отметил стабилизацию ситуации на рынке базовых строительных материалов. «Проведенный анализ ценовой ситуации показал, что подскочившие в конце прошлого года цены на металлопродукцию уже вернулись к прежним значениям, рост цен на песок и окна из ПВХ по отношению к сентябрю 2014 года не превысил 1,5%. В то же время цены на цемент и вовсе снизились на 3,4%», — сказал министр.
Таким образом, уже есть предпосылки восстановления строительной отрасли, но заметные изменения прогнозируются не ранее 2016 г.
Зерно и продукты перемола: экспортная погрузка снизилась из-за ввода пошлины на экспорт пшеницы
В апреле погрузка зерна и продуктов перемола на сети РЖД снизилась на 20,0% к уровню прошлого года и составила 1,2 млн т. Всего с начала 2015 г. по железной дороге было отправлено 5,8 млн т зерна, что на 13,7% выше уровня 2014 г.
В апреле сократились к прошлому году как внутренние (-5,0%), так и экспортные перевозки зерна (-39,7%). Низкие показатели экспорта вызваны действием пошлины на пшеницу. Правительство рассчитывает, что отмена данной пошлины (с середины мая) позволит обеспечить российских аграриев дополнительными средствами для проведения весенне-полевых работ за счет поставок на экспорт до 1-2 млн т.
Новый механизм расчета экспортной пошлины на зерно может начать действовать с 1 июля. Его действие таково: если цена на внутреннем рынке будет ниже или равна 12 тыс. рублей, то с каждой тонны зерна экспортер заплатит $1. Если цена будет выше, пошлина может составить 30% от экспортной цены за 1 тонну минус $69, либо 40% минус $93.
Минсельхоз ожидает в 2016 г. урожая зерна в 100 млн т при сохранении текущего уровня финансирования отрасли.
В краткосрочной перспективе возможно увеличение грузопотока зерна из России в дальнее зарубежье.
Химические и минеральные удобрения: перевозки снизились за счет падения экспорта
В апреле погрузка удобрений на сети РЖД упала на 2,3% к уровню прошлого года и составила 4,2 млн т. Всего с начала 2015 г. по железной дороге было отправлено 17,1 млн т удобрений, что на 1,2% ниже уровня 2014 г.
Основная причина снижения погрузки — в падении экспортных перевозок (-13,1% к апрелю прошлого года). Внутренние перевозки выросли на 15,4%.
Основное падение экспорта пришлось на Бразилию, поставки в которую снизились вдвое, что обусловлено рекордной засухой в стране за последние 80 лет.
Внутренние перевозки минеральных удобрений до конца года могут сохраниться на стабильном уровне, в то время как экспортный грузопоток может быть ниже уровня прошлого года. Прогнозируется, что общий объем перевозок сократится на величину выпавших мощностей из-за аварии на руднике «Соликамск-2», говорится в обзоре НПК ОВК.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.