Европейские металлурги бьют тревогу

Евросоюз традиционно является одним из важнейших экспортных рынков для отечественных металлургов. В первые пять месяцев текущего года российские компании поставили в страны ЕС немногим менее 1,3 млн. т листового проката, что составляет свыше 35% от общего объема экспорта данной продукции. Кроме того, Европа является крупным покупателем российских слябов, а в этом году на данном направлении расширяются поставки и арматуры, правда, с очень низкой базы.

Поэтому кризис, в котором находится европейская металлургическая отрасль, способен оказать весьма значительное влияние на экспортный бизнес российских компаний. В мае этого года Европейская комиссия уже стартовала антидемпинговое расследование по импорту российских и китайских холоднокатаных рулонов, первые результаты по которому ожидаются местными специалистами уже в сентябре текущего года. При этом, региональная металлургическая ассоциация Eurofer выступает за более радикальное ограничение европейского импорта стали, предлагая упростить порядок подачи антидемпинговых исков и ускорить срок их рассмотрения.

В принципе, у Eurofer есть причины для беспокойства. По ее данным, за первые четыре месяца текущего года в страны ЕС поступило из-за рубежа 7,24 млн. т стальной продукции (без учета полуфабрикатов), что на 25% превышает показатели аналогичного периода предыдущего года. Правда, следует отметить, что большая часть этого прироста (свыше 1 млн. т) пришлась на Италию, где резко упала собственная выплавка стали. В наибольшей степени, на 35,3%, до 1,82 млн. т, возросли поставки из Китая — главным образом, толстолистовой стали и горячекатаных рулонов.

Увеличение импорта проката в ЕС происходит на фоне стагнации регионального рынка. По прогнозам Eurofer, в 2015 году видимое потребление стальной продукции в странах Евросоюза прибавит не более 2% по сравнению с прошлым годом. Производство стали в ЕС в январе-мае составило 73,2 млн. т, на 0,1% меньше, чем в тот же период годом ранее. На фоне обвала в Италии и почти 3%-ного спада в Германии совокупный показатель «вытянули» на себе, преимущественно, Польша и Венгрия, где местные заводы, принадлежащие украинской группе «Индустриальный союз Донбасса», были вынуждены расширить собственную выплавку стали, чтобы компенсировать прекращение поставок слябов из Украины.

Крупнейший потребитель стальной продукции в ЕС, строительная отрасль, уже второй год подряд показывает положительные темпы роста, медленно восстанавливаясь после длительного и очень тяжелого кризиса. Однако увеличение объема строительных работ в масштабах региона составило всего 1% в 2014 году, а в 2015-том прогнозируется на уровне порядка 2%. Европейские страны продолжают политику жесткой экономии, из-за этого государственные инвестиции в строительные проекты остаются низкими, а частный сектор ограничивает капиталовложения вследствие сохраняющегося избытка свободных офисных и торгово-развлекательных площадей. Жилищное строительство в большинстве европейских стран тоже не демонстрирует высоких темпов роста. Объем реальных доходов населения в ЕС увеличивается после кризиса очень медленно, что приводит к стагнации в секторе ипотечного кредитования.

В мае рост продаж легковых и легких коммерческих автомобилей в ЕС сократился до 1,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Это самый низкий показатель за последние 20 месяцев. Подъем в отрасли, которая более полутора лет демонстрировала наилучшие показатели в европейской промышленности, похоже, подходит к концу. При этом, спросом у европейских потребителей пользуются, главным образом, малолитражки. Среди лидеров регионального автомобилестроения значатся такие страны как Италия (Fiat), Испания (Seat) и Чехия (Skoda), тогда как в Германии производство автомобилей в январе-мае сократилось на 2% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В результате рассчитывать на существенный рост потребления проката в европейском автомобилестроении во второй половине текущего года, пожалуй, не приходится.

Значительное беспокойство у Eurofer вызывает высокая себестоимость производства у европейских металлургических компаний. По этому показателю они безнадежно проигрывают конкурентам из Китая, СНГ или даже Турции. Причем, ситуация имеет тенденцию к ухудшению — в частности, вследствие все более активной борьбы европейских структур с глобальным потеплением.

В декабре 2015 года в Париже должна состояться международная конференция по климатическим изменениям под эгидой ООН. На ней ожидается принятие всемирной программы борьбы с неблагоприятными климатическими изменениями, направленной на ограничение, а в перспективе — сокращение выбросов углекислого газа в энергетике и промышленности. Но независимо от ее итогов Еврокомиссия планирует осенью текущего года утвердить региональную программу, а рамках которой предусматриваются, в частности, установление отраслевых лимитов на эмиссию парниковых газов и повышение платы за выбросы углекислого газа. В настоящее время она составляет порядка 7,5 евро за т, но к 2020 году может превысить 20 евро за т.

Между тем, при получении 1 т стали в доменном процессе выделяется порядка 2 т углекислого газа. В настоящее время металлурги получают бесплатные разрешения на его выбросы, но уже с 2019 года должны будут покупать их. По мнению Eurofer, стандарты по максимально допустимому объему эмиссии, которые собирается установить Европейская комиссия, выполнить невозможно по сугубо техническим причинам, если, конечно, не использовать дорогостоящие установки по улавливанию и захоронению углекислого газа, которых пока не существует в природе, во всяком случае, в промышленном масштабе. В связи с этим Eurofer выступает за то, чтобы норматив устанавливался по уровню наиболее эффективных предприятий, а остальные платили бы только за его превышение.

Впрочем, экологическая модернизация металлургического производства сама по себе — вещь не дешевая. В частности, польское подразделение Arcelor Mittal оценивает собственные расходы на его приведение к новым стандартам примерно в 400 млн. евро. Еще в 2013 году затраты европейских компаний на выполнение регулятивных требований в области экологической и климатической политики составляли порядка 30 евро на тонну выплавленной стали. Не удивительно, что уровень рентабельности европейских металлургических компаний, по данным агентства Moody's, один из самых низких в мире.

Так как климатическая политика является одним из основополагающих принципов нынешней политики Брюсселя, можно было бы предположить, что негативные экономические тенденции должны привести к сокращению объемов выплавки стали в Европе в доменных печах, расширению импорта полуфабрикатов и закрытию убыточных мощностей. Однако, как показывает опыт последних лет, ведущие металлургические компании Евросоюза и правительства ряда стран совершенно не готовы к подобному исходу, так как это приводит к потере рабочих мест и негативным политическим последствиям. Поэтому европейские металлурги, скорее всего, будут все громче бить тревогу по поводу их критического положения и требовать для отрасли усиления защиты от конкуренции со стороны импорта. Видимый спрос на прокат и уровень цен на него в ближайшие месяцы, по-видимому, не претерпят существенных изменений, так что другого способа защиты своей рыночной доли у европейцев нет.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 245

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter