Итоги ноября на мировом рынке стали
В начале месяца, правда, казалось, что эта проблема может быть решена в обозримом будущем. В ряде источников появились сообщения о сокращении выплавки стали и производства проката в Китае, который считается главным виновником ценового обвала 2014-2015 годов. Китайская металлургическая ассоциация CISA еще в октябре не скрывала, что при нынешних котировках на стальную продукцию в стране большинство предприятий отрасли вынуждены продавать прокат по ценам ниже себестоимости. Предполагалось, что нарастание убытков должно в конце концов привести к уходу наиболее слабых компаний с рынка.
На оптимистичные настроения настраивали и данные о сокращении китайского экспорта стали в октябре. Его объем составил немногим более 9 млн. т, примерно на 20% меньше по сравнению с предыдущим месяцем. На протяжении сентября и октября в ряде стран вводились ограничения на импорт отдельных видов стальной продукции, против ее поставщиков было возбуждено несколько антидемпинговых расследований. Можно было подумать, что эти меры возымели свое действие, и китайский экспорт стали, наконец-то, пошел на спад.
Однако эти надежды не оправдались. Действительно, в Китае произошло некоторое сокращение производства. Но данный процесс затронул, в основном, небольшие компании, выпускающие, главным образом, низкокачественный сортовой прокат. Как отметили Fitch и австралийский Macquarie Bank, несмотря на убытки китайская металлургическая отрасль достаточно устойчива. Ее поддерживает на плаву поддержка со стороны местных властей, активно выступающих против закрытия предприятий и потери рабочих мест, и банков, не желающих превращения займов, выданных закредитованным металлургическим компаниям, в проблемные активы. В силу этих причин, посчитали аналитики, рассчитывать на быстрое и радикальное уменьшение загрузки мощностей в китайской металлургической отрасли не приходится.
Свою роль здесь, очевидно, сыграло снижение цен на железную руду в Китае. На протяжении ноября спотовые котировки на австралийское ЖРС опустились более чем на 8,5%, установив новый минимальный уровень с 2005 года. В то же время, средняя стоимость арматуры и горячекатаных рулонов на внутреннем рынке КНР уменьшилась за месяц на 4-6,5%. Правда, новые спотовые цены на прокат в стране являются самыми низкими, как минимум, с 90-х годов, но ряд компаний анонсировали дальнейший спад отпускных котировок на декабрь.
Слабость внутреннего рынка помешала китайским компаниям стабилизировать внутренние котировки, хотя их снижение действительно замедлилось и составило по большинству товарных позиций не более $5-10 за т в течение месяца. Тем не менее, остановить спад и изменить настроения покупателей не удалось, цены продолжают медленно ползти вниз, приближаясь к отметке $250 за т FOB для горячекатаных рулонов. Впрочем, сейчас у китайцев практически нет «красной черты», за которую они не смогут отступить. Большинство компаний отрасли и так несут убытки, а трейдеры, нуждающиеся в наличности, все равно будут идти на новые уступки ради подписания контрактов. Тем более, что скоро конец года, а значит потребность экспортеров в наличных средствах будет только нарастать.
За пределами Китая в ноябре наблюдалось определенное сокращение загрузки металлургических мощностей, но затронуло это, прежде всего, США — еще один проблемный региональный рынок. В течение прошедшего месяца котировки на листовой прокат в этой стране снижались быстрее, чем на мировом рынке в целом. Компании U.S. Steel и AK Steel, а также производитель железорудного сырья Cliffs объявили о закрытии части мощностей. Американские металлурги традиционно обвинили во всем дешевый импорт и потребовали дополнительной антидемпинговой защиты у государства. Но их основные проблемы, судя по всему, заключаются в неблагоприятном состоянии национальной экономики.
По данным American Iron & Steel Institute, в первой половине ноября в США выплавлялось на 13% меньше стали, чем в тот же период предыдущего года, а импорт листового проката упал более чем на треть по сравнению с уровнем годичной давности. Тем не менее, это не помогло американским металлургам остановить падение цен. Очевидно, главной причиной стало падение внутреннего спроса на прокат. В первую очередь, это относится к трубопрокатной промышленности, которую подкосило резкое сокращение инвестиций в нефтегазодобычу вследствие обвала цен на нефть и газ. Но, очевидно, что спад затронул и другие отрасли американской индустрии. Возможно, экономический рост в стране также находится под давлением вследствие завышенного курса доллара по отношению к большинству мировых валют.
Экономические проблемы в Китае и США делают невозможным какой-либо рост цен на нефть, сталь и другие ресурсы. Тем более, что их производители не спешат с приведением объемов выпуска в соответствие с радикально сократившимся потреблением. Нынешние проблемы в мировой экономике имеют структурный характер и обусловлены стагнацией либо уменьшением совокупного спроса при сохраняющемся росте производства. Между тем, большинство компаний считают, что трудные времена нужно просто пережить, а свои мощности пусть останавливает (возможно, навсегда) кто-то другой. Это означает, что в случае сохранения негативных тенденций в экономике — а пока возможностей для нового подъема не видно — процесс приведения рынка в сбалансированное состояние может затянуться и стать весьма болезненным.
Дешевизна нефти и других ресурсов оказывает все более сильное отрицательное воздействие на страны, являющиеся их крупными экспортерами. В ноябре произошло дальнейшее ухудшение обстановки на ближневосточном рынке проката. Саудовская Аравия, ОАЭ и другие страны региона вынуждены сокращать государственные расходы, что приводит к сужению потребностей в стальной продукции. Из-за этого падает спрос на турецкий сортовой прокат, а турецкие компании, в свою очередь, вынуждены ограничивать закупки металлолома и полуфабрикатов.
В первой половине ноября, правда, турецкий внутренний рынок пошел на подъем. Дуэт Эрдоган-Давутоглу убедительно выиграл парламентские выборы, что, как вскоре выяснилось, никому не принесло добра. Однако в начале месяца спрос на прокат в Турции активизировался, что способствовало подорожанию арматуры и листового проката, а конечные потребители, ранее проявлявшие осторожность, вышли на рынок. Но уже в середине ноября спад в Турции возобновился. Вследствие этого продолжилось удешевление российских и украинских горячекатаных рулонов, а ближе к концу месяца подешевела и заготовка производства СНГ.
И, конечно, негативную роль на мировом рынке продолжает играть избыток предложения. В частности, этот фактор в течение последнего месяца был весьма заметен в Европе, где несмотря на постоянные призывы местных металлургов власти Евросоюза лишь в минимальной степени прибегают к ограничению импорта. В начале ноября по инициативе британской стороны состоялась встреча министров экономики и промышленности стран ЕС, но на ней так и не было принято никаких конкретных решений, помимо необходимости дальнейшего изучения проблемы. Впрочем, угроза закрытия европейского рынка сохраняется, а это может оказать самое разрушительное воздействие на мировой рынок стали.
Как показывает опыт, ограничения импорта проката зачастую приносят больше вреда, чем пользы, защищаемой отрасли. Так, введение защитной пошлины на горячекатаные рулоны в Индии в середине сентября привело к дисбалансу на национальном рынке листовой стали. Теперь производители холоднокатаных рулонов, оцинкованной стали, труб требуют или распространения аналогичных мер на их продукцию, или отмены пошлин. Весьма негативно отнеслись потребители проката к нарастанию подобных протекционистских настроений в Бразилии и Малайзии.
В то же время, улучшения ценовой ситуации на мировом рынке стали в декабре, скорее всего, не произойдет. А значит, тяга к «простым и радикальным» решениям будет нарастать.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.