Рулевые финансовых потоков России
Любопытно, что такой магнат, как В. Потанин, оказался лишь на 22 месте, поскольку контролирует только 40% ($2219,32 млн) продаж Норникеля и Силовых машин (общий объем продаж компаний за 2003 г. - $5548.30). Если рассматривать рейтинг с этой точки зрения – процента контроля над продажами корпорации, то вообще необходимо отметить, что наивысший уровень концентрации контроля над объемом продаж сосредоточен в руках у В. Лисина (НЛМК, 100%) и Д. Пумпянского (ТМК, 90%) и А. Мордашова (85%).
В топ-100 крупнейших финансистов по итогам прошлого года значатся также М Прохоров, контролирующий 40% продаж Норникеля, А. Абрамов – 55% Евразхолдинга, В. Рашников – 50% ММК, В. Иорих и А. Иванушкин – 50 и 20% продаж соответственно стальной группы Мечел, А. Булыгин – 15% Русала, И. Махмудов и А. Козицин – по 40% продаж УГМК, А. Комаров – 70% ЧТПЗ, В. Тетюхин – 60% ВСМПО-Ависма, Л. Кветной – 30% ОЭМК.
В число крупнейших финансистов попали и представители автопрома: гендиректор КАМАЗа С. Когогин и член совета директоров этой же компании С. Баев, Председатель совета директоров и президент АвтоВАЗа В. Каданников и В. Вильчек, а также гедиректор Руспромавто А. Юшкевич.
В машиностроении финансисты представлены именами К. Бендукидзе и М. Косолапова (ОМЗ), С. Бодрунова (корпорация Аэрокосмическое оборудование), А. Степанова (Энергомашкорпорация), Д. Комиссарова и М. Хромова (Трансмашхолдинг), Е. Яковлева (Силовые машины). В топ-100 входит также представитель авиастроения – гендиректор Иркут А. Федоров.
В преамбуле к рейтингу Деньги отмечают: «Верхушка рейтинга четко поделена на три части. Одна из них - менеджеры, так или иначе представляющие в бизнесе интересы государства. В основном это менеджеры компаний, контролируемых государством. Вторая часть - профессиональные наемные менеджеры. Наконец, третья часть - реальные совладельцы или бенефициарии крупного бизнеса, пока еще не решившие, какую сторону принять. Им едва ли не сложнее всех. Термин "олигарх", делающий бизнесмена кандидатом на неприятности, на практике применим к каждому из них. Быть олигархом в России пока опаснее, чем быть сторонником идеи корпоративного управления и независимости от государства».
Причем, о последнем, по наблюдению Денег, позволяют говорить себе именно представители государственных компаний: «Если А. Чубайс и А. Миллер, В. Якунин и С. Богданчиков позволяют себе сомневаться в необходимости соединять по призыву М. Фрадкова интересы общества, бизнеса и государства насильственным образом, то В. Рашникову, Т. Боллоеву, В. Бусыгину, В. Кантору так или иначе "приходится не сомневаться". Для собственников-менеджеров выбор еще меньше: либо не распространяться особо на эти темы, как Е. Швидлеру и В. Лисину, либо вести в рамках РСПП или на встречах с В. Путиным беседы в стиле горячего одобрения этой точки зрения президента, либо, как К. Бендукидзе, ушедшему возглавлять минэкономики Грузии, искать себе новое жизненное поприще. Ведь в отношении действий не менее чем 10% участников рейтинга, по оценкам Денег, за последние пять лет возбуждались уголовные дела, а с угрозами инициирования в отношении их уголовного преследования сталкивались, судя по всему, никак не менее 40% списочного состава менеджеров, управляющих финансами России».
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.