Новый мировой беспорядок. Российский и мировой рынок стали: 29 сентября — 6 октября 2019 г.
Характерно, что в последний предпраздничный день (30 сентября) на китайских биржах подросли котировки на прокат и железную руду. Участники местного рынка ожидают, что после паузы спрос на стальную продукцию в стране возрастет, а объем производства несколько снизится благодаря новому раунду борьбы за чистый воздух. Кроме того, Народный банк Китая подтвердил, что будет продолжать свою деятельность по поддержке экономики.
Кстати, психологические факторы играют сегодня немаловажную роль. В последние месяцы по всему миру падают — порой до минимальных отметок с 2009 г. - значения индексов PMI, которые как раз отражают ожидания участников рынка. Когда большинство считает, что самые тяжелые времена еще впереди, не приходится даже мечтать о росте инвестиционной или потребительской активности. Спрос падает на дно и там остается.
Все так долго и последовательно говорили о подступающем спаде, что он в конце концов наступил. А когда начнется острая фаза кризиса, будет ли она приурочена к президентским выборам в США, «брекситу» или любому другому событию — это уже вопрос непринципиальный. Причем нагнетание напряженности продолжается. Как справедливо отмечалось на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай», на наших глазах происходит слом существовавшего в последние десятилетия мирового порядка. Возникла реальная угроза наступления «глобальной анархии», в которой господствует «право сильного», нет ни законов, ни правил.
В ВТО прогнозируют, что в текущем году оборот мировой торговли прибавит только 1,2%, что станет наихудшим показателем за последние десять лет. Но вполне вероятно, что роста не будет вообще. В середине октября США должны в очередной раз повысить тарифы на китайскую продукцию, а тут еще открывается еще один «торговый фронт». В ответ на поддержку Евросоюзом своего авиаконцерна Airbus американский президент Дональд Трамп вводит пошлины на ряд европейских товаров. Интересно, что ограничиваться будет, прежде всего, импорт продуктов питания — в этом США оказались солидарными с российскими «антисанкциями».
В силу всех этих причин, а особенно, все более очевидного «глобального пессимизма» уже несколько месяцев подряд идут вниз цены на стальную продукцию на мировом рынке. В течение прошедшей недели они продолжили отступление. Конечно, спад не такой стремительный, как в сентябре, но и котировки уже провалились достаточно далеко. Для турецкой арматуры и горячекатаного проката из СНГ нижняя планка опустилась до менее $400 за т FOB. Это уже уровень осени 2016 г. Да, прежде бывали и более тяжелые времена, но не туда ли мы катимся?!
На российском рынке стальной продукции тоже не происходит решительно ничего хорошего. Котировки валятся вниз, видимый спрос минимальный, складские резервы стремительно обесцениваются, а некоторые дистрибьюторы и производители ведут настоящую ценовую войну, стараясь перевести товарные запасы в наличную форму. Причем такая по сути кризисная ситуация возникла буквально «на ровном месте». Из экономики словно выкачали денежные ресурсы, которые нигде не обнаруживаются. Вернее, инвестиции поступают, но это делают лишь немногие крупные компании. Эта государственная и частная «бизнес-элита» и раньше сильно выделялась на фоне беднеющего среднего и малого бизнеса, но сейчас этот разрыв вырос просто до неприличных значений.
Возможно, через сколько-то там месяцев, когда все-таки начнется исполнение многочисленных программ и проектов, что анонсируются в последнее время, из этого ступора все-таки удастся выйти. Однако здесь главное, чтобы деньги не только пошли из государственных закромов, но и добрались до реальной экономики, не полностью потерявшись где-то по дороге и не все исчезнув без следа в таинственных фирмах, приближенных к местным властям и государственным заказам.
Так или иначе, теоретически российский рынок стали весной будущего года имеет шансы на то, чтобы все-таки свернуть на траекторию роста. С мировым ситуация сложнее. Спад, скорее всего, будет еще продолжаться некоторое время, потому как в число его основных причин входит не только недостаток спроса, но и избыток предложения. Во время предыдущего спада в 2015 г. его источником выступали, прежде всего, китайские компании. Сейчас китайцы не проявляют такой большой активности, а в ряде секторов их продукция котируется выше рынка и поэтому не пользуется значительным спросом. Но и без них хватает «возмутителей равновесия». Их даже можно перечислить поименно.
Прежде всего, это Индия. На местных металлургов все свалилось как-то неожиданно. Самые сильные наводнения за последние четверть века, парализовавшие строительство в ряде районов, нарушившие транспортное сообщение, негативно повлиявшие на добычу полезных ископаемых. Падение объемов банковского кредитования из-за накопления массы просроченных займов, перебои с государственным финансированием проектов. Мелким металлургическим предприятиям в Индии из-за этого пришлось сокращать или даже приостанавливать выпуск, а крупные начали расширять экспортные операции. С августа индийские компании проводят агрессивную сбытовую политику на рынках листового проката, арматуры и заготовки, помогая покупателям в Азии, странах Персидского залива и в Европе сбивать цены.
В Турции экономический кризис начался еще в августе прошлого года. Внутреннее потребление стальной продукции упало на 30%, а больше всего — в строительном секторе. Поначалу местные металлургические предприятия нашли выход в расширении экспорта, прежде всего, в европейские страны. Но введение импортных квот в ЕС и ужесточение режима в середине текущего года лишило их важнейшего рынка сбыта сортового проката, а цены на турецкие горячекатаные рулоны падают вниз наперегонки с итальянскими. Как ожидается, в октябре они опустятся ниже 400 евро за т.
Активно участвуют в понижении цен российские компании. Для многих из них экспорт является приоритетным направлением бизнеса, которому из-за сужения спроса в России нет разумной альтернативы. В результате приходится жертвовать стоимостью продукции ради хотя бы частичного сохранения объемов продаж. При этом российские металлургические компании, как правило, отличаются низкой себестоимостью. Значит, в ценовой войне их позиции наименее уязвимы.
Правда, их преимущество можно поставить под вопрос из-за дороговизны сырья. Сейчас горячекатаные рулоны стоят примерно на $120-130 за т дешевле, чем год назад. У арматуры, заготовки и металлолома разница составляет порядка $100-110 за т. Все это соответствует удешевлению на 25-30% А вот железная руда на споте котируется почти на треть дороже, чем в октябре 2018 г. И даже вертикально интегрированным группам приходится учитывать этот непропорциональный рост сырьевых затрат. Причем рассчитывать на скорое удешевление руды не приходится, потому как главную роль на этом рынке играет Китай, а там все сравнительно хорошо.
Поэтому представляется, что остановить нынешний спад на мировом рынке стали сможет только радикальное сужение объемов предложения. При этом ограждение рынков США, Евросоюза, некоторых других стран пошлинами и импортными квотами ставит в наиболее уязвимое положение металлургов из стран — экспортеров: Турции, Индии, Южной Кореи, Бразилии, России, Украины. Кому-то из них точно придется выйти из игры, пока котировки не обвалились до уровня не конца, а начала 2016 г.
Да, плохо, когда на рынке нет порядка!
Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе «Аналитика».
Кроме того, ознакомиться с тенденциями развития российской и мировой металлургической отрасли, обсудить актуальные вопросы и встретиться с интересными людьми можно будет на конференциях "Медь, латунь, бронза: тенденции производства и потребления" (Москва, 17-18 октября) и "Российский рынок металлов" (Москва, 11 ноября).
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.