Такие разные ожидания. Российский и мировой рынок стали: 27 октября – 4 ноября 2019 г.

Прошедшая неделя оказалась заполненной различной организационной работой. Новая программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества стран ШОС до 2035 г., достижение договоренности в торговых вопросах между США и Китаем, очередное понижение базовой процентной ставки ФРС, совещание по модернизации первичного звена здравоохранения – вот далеко не полный перечень состоявшихся в последние дни важных событий.

Для мирового рынка стали неделя оказалась достаточно удачной. В конце октября на нем и так наметилось некоторое улучшение, а сейчас оно получит новый импульс. Цены на стальную продукцию в начале ноября должны будут, наконец, приподняться и отойти от более чем трехлетних минимумов.

Правда, следует учитывать, что фундаментально на рынке ничего не изменилось. Мировая экономика по-прежнему движется в сторону спада. По крайней мере, европейская металлургическая ассоциация Eurofer в своем очередном отчете предсказывает, что крайняя точка кризиса в региональной промышленности будет достигнута только в первой половине 2020 г., да и после ее прохождения ситуация не сильно изменится к лучшему. Металлурги рассчитывают только на то, что конечные потребители уже сократили свои складские запасы до минимальной отметки, и с Нового года видимый спрос стабилизируется. Кстати, исходя из сложившейся обстановки, Eurofer призвала к дальнейшему усилению ограничений на импорт стальной продукции в страны региона.

Среди ведущих западных промышленных компаний продолжается серия объявлений о замораживании проектов и сокращении инвестиционных бюджетов. Корпорация Rio Tinto предупредила, что рассматривает вопрос о полном прекращении производства алюминия в Австралии, а это три завода совокупной мощностью до 1,3 млн. т в год. Причина – слишком низкие мировые цены на алюминий и слишком высокие тарифы на электроэнергию, в частности, из-за активного продвижения солнечной и ветряной энергетики австралийскими властями.

В Китае индекс PMI в металлургии, отражающий ожидания участников рынка, упал до самой низкой отметки с декабря 2015 г. А аналогичный индикатор для всей национальной промышленности в целом продолжает опускаться. Очевидно, достижение договоренности со США улучшит настроения, но это решение явно имеет временный характер. Соглашение, о котором сообщали мировые СМИ, затрагивает только второстепенные вопросы наподобие американского экспорта сельхозпродукции и обходит принципиальные противоречия – прорыв Китая на мировые рынки высокотехнологической продукции и стремление США этому помешать.

Поэтому улучшение на мировом рынке стали, скорее всего, будет сравнительно недолгой передышкой. Но эта передышка должна произойти. Важную роль в этом, очевидно, сыграет и такой фактор как устойчивость цен на металлолом, которая поддерживает сектора заготовки и сортового проката в Восточной Азии и на Ближнем Востоке. На, как минимум, неудешевление металлолома в первой половине ноября настроились все.

Еще одна положительная новость, связанная с сырьем, - вероятное снижение стоимости железной руды. По предварительным данным, за сентябрь-октябрь в Китай поступило порядка 200 млн. т данного сырья, а потребление его как раз сокращается вследствие приближения традиционного зимнего спада и борьбы китайских властей против смога. Кроме того, китайские компании в последние месяцы стали восполнять нехватку полуфабрикатов и чугуна за счет импорта, поэтому спрос на железорудное сырье слегка уменьшился.

Таким образом, российские производители заготовки и листового проката, по-видимому, добьются некоторого подорожания своей продукции при заключении новых экспортных контрактов в текущем месяце. Но о существенном росте речи, очевидно, не идет. Мировая экономика по-прежнему находится в тисках недостаточного спроса и избытка производственных мощностей. Интенсивное насыщение американского финансового сектора свеженарисованными деньгами и возобновление программы QE Европейским Центральным банком в этом плане ничего не изменят.

Средства, которые возникают в этом контуре, в нем же и обращаются. У банков выкупают гособлигации, практически не дающие дохода, и прочие «ценные бумаги» сомнительной ценности, чтобы они имели возможность продолжать эти операции. Что-то будет вкладываться на фондовом рынке, все сильнее раздувая и так разросшиеся на нем пузыри.

В реальную экономику пускать эмиссионные деньги совершенно противопоказано. Активизация спроса вызовет повышение цен, т.е. инфляцию. Это потребует увеличения кредитных ставок. Что, в свой черед, приведет к банкротству многочисленных «компаний-зомби», которые существуют лишь благодаря возможности постоянной пролонгации выданных им кредитов. Наконец, более высокие ставки станут серьезной проблемой для американских властей. Государственный долг США уже превысил $23 трлн., а дефицит бюджета текущего года превзошел отметку $1 трлн. Пока обслуживание этих гигантских долгов обходится дешево, они проблемой не являются. И не зря президент Дональд Трамп постоянно давит на ФРС, требуя от нее нулевых процентных ставок. Его план «сделать Америку снова великой» немыслим без огромных затрат, которые можно совершить, только раздувая долг до предела.

Но это уже американские проблемы. А что у нас? Ведь российская экономика упирается в тот же тупик недостаточного спроса. Так, по данным Центробанка РФ, в первые три квартала 2019 г. объемы ипотечного кредитования в стране сократились на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а количество выданных кредитов – на 14%. Причем, как отмечают специалисты, снижение процентных ставок вряд ли сильно поможет рынку. На нем просто не растет платежеспособный спрос. Кто имеет желание купить жилье, не имеет возможностей, а у кого есть возможности, уже зачастую нет такого желания.

Стройка – крупнейший потребитель металла, поэтому ее проблемы очень близки и актуальны для металлургов. И вариантов впереди ровно два. Первый заключается в том, чтобы не делать ничего. Тогда строительная отрасль, мощности которой создавались в период бума второй половины «нулевых» и начала текущего десятилетия, просто будет вынуждена ограничиться и войти в рамки, задаваемые реальным спросом, который в обозримом будущем расти не будет. Нынешняя законодательная и регуляторная перестройка как раз способствует процессу естественного отбора.

Второй вариант требует обязательного и очень активного вмешательства государства в дела строительного сектора. Так делает правительство Китая, постоянно подкидывающее работу своим строительным компаниям. В наших условиях – это запуск широкомасштабной программы реновации жилого фонда, причем на всю страну. Это массовое строительство дешевого арендного и социального жилья.

Безусловно, это большие расходы, но в экономику поступят значительные средства с солидным мультипликатором. Кстати, за счет этого также можно будет существенно повысить мобильность рабочей силы. Намного проще переезжать из депрессивного региона туда, где есть хорошая работа, если не держит собственная квартира, которую не бросишь, а за нормальные деньги не продашь.

Впрочем, принятие такой стратегии потребует уж очень серьезных перемен, которые быстро в любом случае не произойдут. В ближайшей же перспективе российским строителям и металлургам придется рассчитывать, в основном, на инфраструктурные проекты. Что же, их у нас есть. Точнее, будут. В 2020 г. точно начнется строительство скоростной платной автодороги «Москва-Казань». Скорее всего, воплотятся в жизнь обширные планы РЖД, включая высокоскоростную магистраль «Петербург-Москва-Нижний Новгород» и расширение пропускной способности БАМа. А там, глядишь, дойдет и до моста на Сахалин.

В общем, отдаленные перспективы российского рынка стали вполне неплохие. По крайней мере, дальнейшего падения конечного потребления, скорее всего, не произойдет. Но зима будет достаточно сложной.

Небольшой отскок цен на арматуру, который анонсировали на ноябрь основные отечественные производители, по-видимому, не получит дальнейшего продолжения. Заводские котировки на листовой прокат, как ожидается, будут определены в ходе переговоров на выставке «Металл-Экспо», которая пройдет в Москве с 12 по 15 ноября. Но достигнуть согласия поставщикам и покупателям будет нелегко. Когда значение «экспортного паритета» для горячекатаного проката даже с учетом намеченного подорожания лишь немного превышает 30 тыс. руб. за т с НДС, а текущие цены на первичном рынке выше 40 тыс. руб. за т CPT, уж слишком разные ожидания возникают у тех, кто, фигурально выражаясь, находится по разные стороны прилавка.

Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе «Аналитика».

Кроме того, ознакомиться с тенденциями развития российской и мировой металлургической отрасли, обсудить актуальные вопросы и встретиться с интересными людьми можно будет на конференции "Российский рынок металлов" (Москва, 11 ноября).

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 978

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter