Подведение итогов, предложение прогнозов. Российский и мировой рынок стали: 22-29 декабря 2019 г.
Начнем с нашего отечественного рынка. На споте горяче- и холоднокатаный прокат котируется сейчас с незначительным минусом по сравнению с началом января 2019 г. Для арматуры и оцинкованной стали это отставание увеличивается до около 10%. Но это, если считать в рублях. А ведь отечественная валюта за год прибавила по отношению к доллару порядка тех самых 10%.
Тем не менее, отставание есть. Не очень большое, но заметное и обидное. Именно такое впечатление складывается по итогам прошедшего года. Для стройки, крупнейшего потребителя стальной продукции в России, это было время перемен — то самое, в котором жить никому не пожелаешь. Национальные проекты, которые так широко рекламировались в начале года, так и остались на уровне разговоров для многих сторонних наблюдателей. То, что большинство людей не почувствовали никаких перемен, признал и президент на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам в конце года.
Почему так вышло (вернее, не вышло), понятно. Причины названы. Главная из них — государственная система управления оказалась не готовой к выполнению качественно новых задач небывалого для нее масштаба. А система государственного регулирования хозяйственной деятельности, проведения госзакупок, утверждения и сопровождения проектов с государственным финансированием выявилась не совсем адекватной. В результате, как отметил президент, деньги в виде налогов и сборов были изъяты из экономики, но обратно в нее в виде государственных расходов и инвестиций в полной мере не вернулись.
Для участников российского рынка серьезными проблемами, появившимися, конечно, не вчера, но обострившимися уже до предела, стали резкое падение прибыльности бизнеса и разрушительная ценовая конкуренция. Сплошь и рядом на тендерах побеждает бессмысленный и беспощадный демпинг. Компании сбивают цены ниже уровня себестоимости, а потом срывают обязательства или недопустимо экономят на качестве. Причем если закон о госзакупках теоретически можно изменить с помощью поправок и распространения лучших практик, то что делать с бизнесом, который подрывает как позиции конкурентов, так и свои собственные? Пожалуй, с этим можно справиться только кардинальным улучшением рыночной обстановки. Нужен прилив, который приподнимает все лодки!
Правда, как уже успел заявить министр экономического развития России Максим Орешкин, национальные проекты «конечно же, не смогут совершить революцию в экономическом росте». Как говорится, не больно-то и хотелось. Кажется, кое-кто уже пытается подстелить соломку, поскольку национальные проекты как раз и задумывались как средство ускорения роста российской экономики за счет государственных инвестиций в инфраструктуру и улучшения связности, импортозамещения и расширения экспорта, повышения производительности труда и внедрения информационных технологий.
Тем не менее, завершившийся 2019 г. - это отнюдь не только неудачи. В России набирают ход такие отрасли как судо- и авиастроение, ускоряется освоение Арктики, запущены новые проекты в области газопереработки и производства сжиженного природного газа, строятся атомные электростанции, возникает новая отрасль по высокотехнологичной переработке отходов, пошли пассажирские поезда по Керченскому мосту... Фонд развития промышленности «под елочку» одобрил займы сразу для 17 проектов на общую сумму более 2,5 млрд. руб. Причем, и в течение всего года он совсем не бездельничал.
Какие ожидания сейчас есть на 2020 г.? Скорее всего, прорывов не будет. Впрочем, прорывы в наши времена бывают, в основном, в канализации, а нам это ну совсем не нужно. Для «экономических чудес» необходимо, прежде всего, наличие емкого и незаполненного рынка сбыта, чтобы было, куда расти. Откуда такому взяться на двадцатом году двадцать первого века, когда весь мир давно поделен и переподелен, финансовый сектор крепко придушил реальную экономику, а против России ведется уже ничем не прикрытая экономическая война?! Вот новые санкции против нас будут, в этом можно не сомневаться.
Поэтому двадцатый год, скорее всего, будет трудовым. Не будет впереди ни легких денег, ни легких успехов, а ждет нас кропотливая повседневная скрупулезная работа над качественным развитием. Причем на всех уровнях. Правительству и крупному бизнесу предстоит провести перенастройку системы госрегулирования, отработать новые механизмы господдержки инвестиционных проектов. Вряд ли эта работа завершится в 2020 г., но будем оптимистами и спрогнозируем, что какие-то улучшения в ближайший год все-таки произойдут. А в это время внизу, на «земле» нужно будет работать над повышением эффективности, постигать новые знания, овладевать умениями и компетенциями. Иначе выживать станет еще труднее.
Для российской экономики и рынка стали 2020 г., как представляется, будет «чуть лучше» предыдущего. Очевидная потеря темпа, но, может быть, говоря шахматным языком, с выигрышем качества. Может быть, ближе ко второму полугодию немного возрастет спрос на прокат благодаря оживлению инфраструктурного строительства. А вот для листовой продукции существенного подъема пока не видно.
В то же время, российская экономика производит впечатление устойчивой. Серьезно повредить ей может, разве что, новый кризис масштабов 2008 г., но эта опасность, пожалуй, не слишком велика. Нынешняя модель мировой экономики, конечно, себя исчерпала, но и заменить ее пока нечем. Поэтому и будет тянуться нынешняя тягомотина с QE и «не-QE», с нулевыми процентными ставками, дутыми цифрами в отчетах, фуфловыми котировками и фейковыми новостями. Рано или поздно все это грохнется с превеликим шумом, но... не завтра.
Основным источником проблем в 2020 г. будут Штаты. Так было и так будет, для этого не надо быть провидцем. Наступающий год в США — выборный, а значит, возможны любые сюрпризы, в основном, гадостные. Можно предположить, что нынешняя администрация не станет слишком уж «раскачивать лодку» и устраивать новые торговые войны. Значит, и у мировой экономики в целом есть шансы относительно благополучно прожить ближайшие месяцы. Но перипетии американской внутриполитической борьбы могут привести к самым причудливым и опасным вывертам.
Кстати, по сравнению с началом 2019 г. американский рынок стали упал сильнее всех — почти на 20%. Некоторые местные компании сокращают выплавку стали. Тарифы, конечно, убрали с рынка некоторых конкурентов, в частности, поставки российской стальной продукции в США упали почти в 10 раз. Но «пустые места» во многом заняли поставщики из тех стран, на которые стальные тарифы не распространяется, либо компании, чьи клиенты выбили для себя исключения. Основной спад потребления стали в стране произошел в строительстве, в частности, инфраструктурном, и нефтегазодобыче. И вряд ли здесь что-то существенно изменится в 2020 г.
Второй по значению фактор неопределенности на мировом рынке стали — Китай. Это единственный из регионов, где стоимость стальной продукции в конце года оказалась ненамного, но выше, чем в начале. Тут основной вопрос заключается в следующем: станет ли правительство КНР притормаживать рост экономики и металлопотребления или продолжит раскручивать их и дальше, чтобы компенсировать за счет внутреннего рынка выпадающие экспортные доходы? В конце 2019 г. ряд китайских и западных экспертов, включая Worldsteel, прогнозировали замедление. Верится пока что с трудом. Уж очень много проблем вылезет наружу в Китае, если вдруг упадут темпы роста.
Кроме того, китайские власти недавно объявили, что в 2020 г. собираются инвестировать в инфраструктурные проекты порядка 2,7 трлн. юаней ($385 млрд.), а в металлургической отрасли полным ходом идет замена заводов, построенных в начале века, на новые. Поэтому китайский рынок стали в Новом году, по-видимому, будет еще продолжать вариться в себе. Проблемы у всех возникнут, если (или когда) китайские компании начнут в массовых масштабах строить меткомбинаты за рубежом. Малайзийская Alliance Steel и заводы по выпуску нержавеющей стали в Индонезии — это только первые ласточки.
Что еще? Турецкая экономика будет постепенно выбираться из кризиса, но местные компании сохранят свои экспортные объемы. Европа будет колебаться между стагнацией и депрессией и все глубже уходить в зеленое безумие. При этом борьба с выбросами углекислого газа, очевидно, станет поводом для усиления протекционизма. В 2019 г. цены там упали где-то на 10%. Пока, в начале 20-го, ожидается рост, хотя и дохловатый.
Очень неоднозначной выглядит ситуация с Индией. Спад летом 2019 г. разразился внезапно, но у него глубокие корни. Правительство обещает поддержать экономику посредством инвестиций в инфраструктуру, но сможет ли оно справиться с кредитным кризисом и заставить банки возобновить финансирование реального сектора и потребительского рынка — большой вопрос. Не исключено, что индийские металлурги в 2020 г. будут снова проводить агрессивную экспансию на внешних рынках.
Ну и, конечно, в наступающем году обязательно произойдет что-то непредвиденное, чего пока нет ни в каких раскладах. В общем, надо следить за обстановкой и быть готовым к сюрпризам.
С Новым Годом!
Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе «Аналитика».
Получить более подробную информацию о нынешнем состоянии и тенденциях российского и мирового рынка стали можно будет на конференциях "Региональная металлоторговля России" (Сочи, 20-21 февраля), "Оцинкованный и окрашенный прокат: тенденции производства и потребления" (Москва, 19-20 марта), "Рынок металлов Центральной Азии" (9-10 апреля, Ташкент).
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.