Карты розданы, фигуры расставлены. Российский и мировой рынок стали: 12-19 января 2025 г.

Карты розданы, фигуры расставлены. Российский и мировой рынок стали: 12-19 января 2025 г.
Итак, позади первая послепраздничная рабочая неделя, входим в привычный ритм. И возвращаемся к привычным проблемам, поскольку двухнедельная пауза на рубеже 2024 и 2025 гг. ничего не изменила.

На российском рынке стали сохраняется дисбаланс. Производства слишком много, потребления слишком мало. При этом в секторе листового проката обстановка получше, так как кое-какие излишки удается отправлять на экспорт, а вот с арматурой и, особенно, сварными трубами дела идут неважно.

В обозримом будущем видимый спрос на стальную продукцию на российском рынке, очевидно, останется ограниченным. Высокие процентные ставки — это надолго. Данные об инфляции за первые две недели 2025 г. показывают, что снижения этого показателя пока не происходит. Возможно, Банк России не станет снова поднимать «ключ» в конце февраля, но для существенного его опускания оснований еще меньше.

Хорошо, если во второй половине текущего года произойдет понижение хотя бы до 15-17%, и все равно это это будет слишком много. Инвестиционная активность останется сосредоточенной в государственном секторе либо в рамках господдержки.

Причем, объемы госфинансирования гражданской экономики будут достаточно скромными. Во-первых, потому что есть другие приоритеты, а во-вторых, потому что правительство прислушалось к Центральному банку, который совершенно справедливо указывает, что льготные кредиты способствуют росту инфляции.

Особенно сложным будет положение в строительстве. ДОМ.РФ упирает на то, что есть большой задел проектов, стартовавших в 2023-2024 гг., а значительная часть жилья, которая будет сдана в 2025 г., уже продана. В правительстве обсуждают меры поддержки строительной отрасли и промышленности строительных материалов.

В то же время, на вебинаре Единого ресурса застройщиков представитель новосибирского телеграм-канала «Рейтинги. Оценки. Прогнозы» отмечал наличие таких рисков как задержка сроков строительства или даже вовсе его остановка, а также прекращение проектного финансирования вследствие падения новых продаж жилья в строящихся домах и, соответственно, отсутствия пополнения счетов эскроу. Если такие проблемы возникнут, потребление проката строительного назначения может сократиться еще сильнее. Но, скорее всего, это произойдет не раньше лета, поскольку финансовые ресурсы у строителей пока есть.

То же самое можно отнести к металлургическим и металлоторговым компаниям. Жесткая конкуренция, в которой участвуют производители, их торговые дома и независимые дистрибьюторы, привела к тому, что в наиболее массовых секторах российского рынка стальной продукции прибыль исчезла как класс. В более выгодном положении находятся вертикально интегрированные группы, но и для них запредельно дорогостоящее финансирование представляет собой проблему.

Получилось так, что к нынешнему кризису не оказался готов почти никто. Рынок всегда был волатильным, но на нем плохие годы сменялись хорошими. Однако после доходного 2023 г. пришел тяжелый 2024-й, а его сменяет, пожалуй, еще более сложный 2025-й.

Нынешнюю стратегию подавляющего большинства участников рынка можно охарактеризовать одним словом: «Дотерпеть». Согласиться на отрицательную маржу при продаже тех же труб, на то, что котировки первичного рынка несмотря на понижение в декабре остаются выше спотовых, но не отдавать своей доли на рынке. Более того, в текущем году продолжится ввод в строй новых мощностей, а кто-то даже запускает новые проекты по организации производства... чего?.. Правильно, сварных труб и арматуры!

Безусловно, уход с рынка, на котором успешно работал много лет, не рассматривает никто. Поэтому многие эксперты предсказывают продолжение «зарубы» до начала волны банкротств наименее устойчивых игроков. Этот сценарий с перманентно низкими ценами на проблемные виды стальной продукции при продолжающемся ухудшаться спросе выглядит достаточно вероятным. Некоторые компании ранее диверсифицировали свой бизнес и фактически занимаются сейчас кросс-субсидированием. Но сейчас пойти по такому пути проблематично. Нужны стартовые вложения, а денег нет.

В то же время, реальный сектор российской экономики еще вполне жив, хотя и начал прихварывать. Негативные тенденции в объемах производства, корпоративного кредитования, занятости будут с некоторым запозданием, но непременно отражены в данных Росстата. Кроме того, промышленники, строители и их объединения отнюдь не молчат и постоянно сигнализируют правительству о своих растущих проблемах.

Вполне вероятно, что в конце февраля, когда состоится очередное заседание по вопросу ключевой ставки в Банке России, вспыхнет новая дискуссия по основным направлениям экономической и денежно-кредитной политики. В декабре Центробанк настоял на своей правоте, но если спад в экономике станет очевидным, что-то может измениться.

Во всяком случае, незачем создавать экономике новые внутренние проблемы, когда есть внешние. Новые пакеты санкций, нацеленные против российского экспорта, - это не отдельный эксцесс команды уходящего американского президента, а развитие действующей тенденции.

Торговая блокада — это «патентованное» оружие западных стран, начиная с Гражданской войны в США 1861-1865 гг. Тогда план удушения Юга под кодовым названием «Анаконда» методично реализовывался в течение всех пяти лет и завершился блистательным успехом. Равно как и аналогичные действия против Германии в обоих Мировых войнах и Японии.

Поэтому в очередной раз повторяем: под санкциями рано или поздно окажутся все. А главным их исполнителем будет Европа. Она, конечно, попутно сама совершает экономическое самоубийство, но осознание этого факта приходит в голову слишком медленно и далеко не всем.

Как уже неоднократно отмечалось, вводят санкции одни, а ущерб от них несут совсем другие. И кстати, вопрос: а кто, интересно знать, является основным бенефициаром разнообразных схем обхода санкций? Не те же самые ли это люди, которые инициируют санкции?

Инаугурация Дональда Трампа — это пока что большой кот... или даже целая пума в мешке. Слов в последние несколько недель было сказано очень много, теперь приходит время конкретных дел. Разнообразие возможных вариантов очень широкое. Но надеяться на некоего заокеанского «дядю» или на то, что приедет барин и всех рассудит, — дело заведомо дохлое.

В то же время, от политики новой американской администрации будет зависеть многое. Причем в наибольшей степени это может затронуть Китай. Пока что правительство КНР и Народный банк Китая заявляют, что будут предпринимать новые меры по стимулированию внутреннего потребления и экономического роста. Это способствовало повышению цен на стальную продукцию на внутреннем рынке и расширению производства. Так, в первую декаду января выплавка стали возросла на 10% по сравнению с концом декабря. Возможно, этот фактор сдвинет вверх и экспортные котировки китайских компаний.

Однако все это впереди. Новый раунд Большой игры начинается. Первый ход будет не наш, но мы его ждем.

Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе "Аналитика".

Приглашаем всех принять участие в выставках и конференциях в 2025 г. Первые в текущем году конференции состоятся 13-14 февраля в Сочи, где пройдет "Региональная металлоторговля России" и 20-21 марта в Москве, где соберутся участники рынка оцинкованного и окрашенного проката.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 249

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter