Денис Мантуров: "Тиражировать практику госрегулирования цен мы точно не собираемся"
Дальнейшее госрегулирование цен не грозит ни ритейлу, ни другим работающим в рынке отраслям, при условии, что производители готовы самостоятельно просчитывать последствия ценовых колебаний на свою продукцию. Об этом, а также о том, за счет чего в этом году обрабатывающая промышленность будет расти в среднем на 2,5%, в интервью Интерфаксу рассказал министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.
Конец прошлого - начало этого года прошли под знаком госрегулирования в торговле с риском перекинуться на другие сферы экономики, например, рынок арматуры. Насколько практика госрегулирования может стать массовой и какие риски в этом для ритейла и промышленности видит Минпромторг?
Я бы так не усугублял. Это была вынужденная мера, которую не планируется тиражировать на широкую номенклатуру товаров продовольствия и уж тем более на другие отрасли. Вместе с тем, это был четкий сигнал рынку, что нужно всегда думать о том, как стоимость твоей продукции отразится на других отраслях и на потребителях. Повторюсь, тиражировать эту практику никто не планирует.
Еще одна сфера, помимо ритейла, в которой появились намеки на возможность госрегулирования - рынок металлопродукции. Строительная отрасль пожаловалась на рост цен на арматуру, что вызвало волну совещаний с различными предложениями вплоть до введения ограничений на экспорт лома или железной руды. Как сейчас развивается ситуация с ценами и контролем за ними?
Дело в том, что если брать цифры прошлого года, то рост цен в стройке на 18%, насколько нам известно, произошел не из-за цен на арматуру и в целом на строительные материалы. Сегодня 95% стройматериалов производятся и используются российские, и только меньше 5% - это премиальный сегмент, который вообще не влияет на рынок. Что касается арматуры и металла, мы увидели эту тенденцию (к росту цен) только во второй половине декабря. Очевидно - не это повлияло на резкое увеличение цены на строительство по итогам года. Но при этом мы, конечно же, должны реагировать на данную тенденцию и выстраивать компромисс как регулятор этой отрасли с отраслями потребления, в том числе и со стройкой.
Для этого достаточно прямых формульных контрактов, или требуются более серьезные меры?
Контракты - это, на самом деле, наиболее надежный и правильный способ решения этой задачи. Мы видим, как сегодня выполняются долгосрочные контракты по формуле цены с теми потребителями, кто их заключил. Эти потребители при изменении цен находятся в защищенной позиции. Плюс это дает стабильность для металлургов. Поэтому этот механизм всех устраивает. Отдельные металлургические компании уже достигли соглашений на I-II кварталы 2021 года с крупнейшими застройщиками, средний объем контракта составляет 1,5 тыс. тонн проката в месяц.
А вот тех, кто живет на спотовом рынке и делает покупки через длинную сеть дистрибьюторов, мы не можем защитить. Поэтому мы говорим о том, что отрасли потребления, прежде всего строительной, необходимо консолидироваться с целью заключения коллективных договоров для формирования прогнозируемых условий. Они будут понятными и прозрачными для всех, при этом сохранятся все рыночные механизмы.
Что касается ограничения экспорта, мы ввели экспортную пошлину 5%, но не менее 45 евро/т на лом, поставляемый на экспортные рынки.
Но некоторые металлурги просили пошлину выше - 15%.
Вы знаете, металлурги металлургам рознь. Отрасль сильно разделилась во мнении. Есть металлурги, которые работают в основном на ЖРС, а есть те, кто использует в основном металлолом. У всех разные позиции, и, к сожалению, мы не увидели консолидированного мнения, поэтому нашли компромисс. Посмотрим, как это сработает. Мы уже видим, что цена на арматуру пошла вниз, в том числе, как мы считаем, на это повлияло и решение по лому. Введение более жесткого ограничения на вывоз лома будет зависеть от того, как будет складываться конъюнктура. Но что касается ограничений или введения экспортных пошлин на ЖРС, это было бы сегодня точно преждевременным, и не с этого нужно начинать, если мы говорим о регулировании рынка. Вводя экспортные пошлины на ЖРС, мы можем потерять долю на мировом рынке и разбалансировать внутренний. При этом подчеркну, что высокие доходы от экспорта продукции черной металлургии должны сейчас не "складываться в карман", не направляться на выплату дивидендов, а идти на развитие производства.
В прошлом году было принято решение о размещении прокатного стана 5000 на Дальнем Востоке для нужд ССК "Звезда", несмотря на то, что уже существующие аналогичные мощности недозагружены. Почему было принято такое решение и каким образом сейчас предполагается решить проблему недозагрузки?
Тот объем, который должен обеспечить дальневосточный стан для ССК "Звезда", серьезно не влияет на загрузку существующих станов. Кроме того, у металлургов всегда сбалансированная политика, металлургическая промышленность производит разный сортамент, и за счет этого маневрирует. С этой точки зрения недозагруженность станов 5000 точно не проблема.
Проект на Дальнем Востоке - это особый случай. У нас достаточно по стране производителей листа шириной 5000, но для того, чтобы ритмично осуществлялось корпусное строительство судов, необходима длина листа 24 метра, а это достаточно обременительно с точки зрения доставки железной дорогой. Поэтому для обеспечения нужного темпа работ "Роснефтью" было принято решение о строительстве собственного стана. Сейчас планируется его загрузка в объеме 250-300 тыс. тонн. Но даже если мы раскрутим крупнотоннажное судостроение до такого масштаба, что потребуется 500 тыс. тонн, а это произойдет на рубеже 2030 года, этого все равно будет недостаточно для эффективной экономики миллионного стана на Дальнем Востоке. Поэтому, конечно, мы будем зависеть от других, инфраструктурных, проектов - заказов мостовых и других крупных конструкций, которые будут обеспечивать загрузку. Если она перевалит за 600 тыс., это будет break even, что называется, это обеспечит и резервные мощности, и рентабельность стана.
То есть проблем с загрузкой мощностей в целом по отрасли вы не видите?
Если говорить в целом о рынке, то думаю, что сложившаяся конъюнктура (рост цен рынке металлов - ИФ) позволит отечественным металлургам выступить драйвером показателей роста обрабатывающей промышленности и промышленности в целом. Полагаю, что можно ожидать роста загрузки мощностей как за счет восстановления спроса на внутреннем рынке, так и в рамках реализации планов по увеличению экспорта.
В прошлом году металлургия вместе с химиками вошла в число доноров для бюджета за счет повышения ставки НДПИ на добычу некоторых видов твердых ископаемых. В перспективе риски подобных фискальных решений сохраняются?
Давайте сейчас будем исходить из того, что пока складывается неплохая экономическая конъюнктура, связанная и с балансировкой бюджета, и с ФНБ, и с золотовалютными резервами, и с инфляцией. То есть по совокупности всего мы достаточно уверенно можем пройти этот год.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.