Коммерсантъ: Правительство готово не повышать утильсбор на некоторые виды спецтехники
Но окончательный вариант повышения пока не сформирован. По данным “Ъ”, он может быть финализирован для одобрения премьером на этой неделе.
“Ъ” ознакомился с изменениями в проект повышения утильсбора на спецтехнику, подготовленными в середине апреля аппаратом правительства. Документ разработан по итогам совещания у вице-премьера Дмитрия Григоренко (см. “Ъ” от 31 марта). Правительство готово отказаться от исходных планов повысить сбор до трех раз, оставив его неизменным для ряда категорий: бульдозеры, экскаваторы мощностью более 65 л. с., колесные погрузчики, вилочные и фронтальные погрузчики свыше 50 л. с., катки и асфальтоукладчики более 100 л. с.
По этим же категориям правительство теперь предлагает не повышать утильсбор и для подержанных машин (старше трех лет). Источники “Ъ” говорят, что утильсбор на б/у технику и так высок, а ее ввоз после трех лет использования в целом не имеет смысла, поскольку ресурс машин сильно выработан.
Для полуприцепов исходно предполагалось повышение сбора в шесть раз, что, как сообщали премьеру производители, вместе с ростом утильсбора на 25% для тягачей увеличит размер сбора с автопоезда до 1,7 млн. руб. Теперь правительство готово сократить размер повышения примерно до 2,5 раза. В пресс-службе правительства и Минпромторге на запросы “Ъ” не ответили.
Строительная отрасль, фермеры и дилеры сельхозтехники, а также транспортные компании активно сопротивлялись повышению утильсбора, ссылаясь на риски роста цен на дорожное строительство и продукты. Одним из наиболее спорных сегментов были асфальтоукладчики, которые, как отмечалось в ряде обращений в правительство, в России почти не производятся. Глава профильного комитета АЕБ Андрей Комов в интервью “Ъ” говорил, что у производителей асфальтоукладчиков из РФ только 4% рынка и «их выпускает одно предприятие».
Но даже обновленный документ предусматривает рост сбора на такие машины малой мощности.
По данным “Ъ”, в рамках пересмотра правительство планировало учесть имеющиеся в РФ мощности, значительно увеличивая сбор только в сегментах, где заводы могут покрыть не менее 50% потребностей рынка. «Росспецмаш» при этом говорил о возможностях отечественных предприятий покрыть весь спрос, а волну обращений в правительство там называли кампанией «западного лобби в лице ассоциаций и агентов влияния» (см. “Ъ” от 1 марта). Но, отмечает источник “Ъ” в отрасли, наличие мощностей само по себе не дает гарантии спроса: ощутимая часть российской спецтехники приобретается только по госконтрактам.
По сельхозтехнике изменений в проекте от 14 апреля по сравнению с исходными нет. Но в Минсельхозе “Ъ” сказали, что 22 апреля к ним поступил на согласование доработанный проект, содержащий «существенно сниженные коэффициенты утилизационного сбора по сравнению с первоначальной редакцией, в том числе в отношении сельскохозяйственной техники». В министерстве документ поддержали.
Хотя уже очевидно намерение правительства повысить утильсбор не так сильно, как предлагал Минпромторг, обсуждения по конкретным цифрам сбора и сегментам техники продолжаются.
По словам источника “Ъ”, знакомого с ситуацией, 26 апреля предполагается приступить к финализации предложений и затем направить их на рассмотрение премьера Михаила Мишустина.
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting отмечает, что с учетом нынешней ситуации в экономике более плавное повышение утильсбора логично: «Вероятно, обновленная редакция — компромиссная позиция, которая учитывает пожелания отдельных отраслей промышленности».
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.