Вот нехороший же месяц август! Российский и мировой рынок стали: 18-25 августа 2024 г.
В прошлом августе обрушился рубль. В этом году — китайский рынок стали. В самом начале прошедшей недели арматура в Китае подешевела до самой низкой отметки с 2017 г, горячекатаный прокат — с 2020 г. За рубежом китайские компании тоже устроили паническую распродажу, обвалив котировки на тот же горячекатаный прокат и заготовку до уровня ковидных времен.
У этого спада было много причин. В первую очередь, недостаточными оказались объемы потребления, прежде всего, в строительном секторе. Спрос на жилье в Китае резко сократился из-за высоких цен, перенасыщения рынка и завершения процессов урбанизации, а новые инвестиции в инфраструктуру уменьшились по причине высокой задолженности провинциальных администраций, которые финансируют такие проекты.
В первой половине 2024 г. объем новых строек в Китае сократился на 24% по сравнению с тем же периодом годичной давности, а по сравнению с рекордным 2019 г. падение стало уже практически трехкратным. Причем, возвращения к прежним показателям, скорее всего, не произойдет уже никогда. На прошедшей неделе китайский финансовый регулятор сообщил, что банки выдали 1,4 трлн. юаней ($196 млрд.) кредитов на 5,4 тыс. строительных проектов из «белых» списков. Но это, в лучшем случае, позволит только стабилизировать ситуацию.
К системным, постоянным проблемам летом добавился спад, вызванный дождливым сезоном. Кроме того, китайские власти в июле внезапно объявили о вступлении в силу с 25 сентября нового стандарта на арматуру. Изменения в нем оказались весьма существенными. Поэтому китайские компании встали перед задачей распродажи всех имеющихся у них запасов в течение менее трех месяцев. На и без того слабом рынке это привело к панике и обвальному падению цен.
Многие китайские компании еще в июле начали усиленно сбрасывать за рубеж наиболее ликвидную продукцию — товарную заготовку. Объемы поставок за июль-август, очевидно, существенно превысили 1 млн. т, причем крупнейшим покупателем стала Турция. К середине августа спрос, похоже, оказался насыщенным, и ради новых сделок поставщики сбросили цены до минимальных отметок с сентября 2020 г.
Однако еще больший обвал испытал китайский горячекатаный прокат, который за последние четыре недели подешевел примерно на 10% или около $50 за т. Здесь основной причиной падения стало избыточное предложение. Промышленность в Китае показывает неплохие темпы роста в ряде отраслей, но они не настолько велики, чтобы обеспечить сбыт национальным производителям листового проката.
Китайские металлурги стали заложниками своего успеха. С 2017 г. в отрасли реализуется беспрецедентная по своим масштабам программа модернизации производства. За несколько лет были фактически выстроены заново десятки меткомбинатов совокупной мощностью в сотни миллионов тонн в год. Многие компании установили новые прокатные станы по выпуску листовой продукции и совершенно не собирались их останавливать из-за небольших финансовых трудностей. В условиях замедления внутреннего спроса во время дождливого сезона это привело к резкому превышению предложения над спросом.
Но в середине лета, согласно данным консалтинговой компании Macquarie, несмотря на параллельное удешевление сырья убыточными стали около половины китайских меткомбинатов, а еще 23% находились примерно на нуле. В результате почти 50% из них задумались о сокращении объемов выпуска.
В июле китайские металлурги уменьшили среднесуточную выплавку сразу на 12,4% по сравнению с июнем, до 2,675 млн. т. Это на 9,0% меньше, чем в июле 2023 г. Но и такое решительное урезание может оказаться недостаточным. Более того, новые показатели должны стать «новой нормальностью» для китайских металлургов. Смирятся ли они с этим? Вопрос открытый... В сентябре в Китае завершится дождливый сезон, что должно привести к оживлению спроса на стальную продукцию. Но в сбытовой сети скопились слишком большие запасы проката. Поэтому рост может оказаться достаточно вялым.
Китайская экспансия на внешние рынки оказала «медвежью услугу» и российским металлургическим компаниям, которые столкнулись с той же проблемой избытка предложения. Но не смогли компенсировать в полной мере ослабление внутреннего спроса привычным путем увеличения объемов экспорта.
Лето на российском рынке стальной продукции оказалось не слишком удачным. Некоторые маркетологи сравнивали августовский видимый спрос на наиболее сильно пострадавший горячекатаный прокат с ноябрьским или вовсе с зимним. Намного слабее ожидаемого оказалось и потребление сварных труб общего назначения.
По-видимому, в последние месяцы значительно сократился объем средств, поступающий в реальный сектор. Правительство продолжает поддержку оборонной промышленности, приоритетных секторов в машиностроении и производстве комплектующих, некоторые инфраструктурные проекты. Но, похоже, на тех направлениях, что не считаются стратегическими, объем финансирования подсократился.
Однако наибольший провал произошел с инвестициями в развитие «непривилегированного» бизнеса. Отечественная экономика переживает сложные времена, столкнувшись с высокой инфляцией издержек. Компании повышают цены, потому что у них растут затраты, но тем самым они увеличивают расходы своих потребителей, и инфляционная спираль делает новый виток. Кроме того, все испытывают негативное влияние таких факторов, как рост логистических издержек, особенно, при импорте, удорожание кредитов и повышение расходов на оплату труда.
Причем все эти проблемы имеют долгосрочный характер. Многие заслуженно критикуют РЖД, но госкорпорация не может по волшебству протянуть новые железные дороги, родить тысячи человек, чтобы заполнить вакансии, достать с полки новые вагоны и локомотивы. В секторе автоперевозок не хватает грузовиков и водителей. Из-за повышенного спроса дорожает горючее. Быстро со всеми этими трудностями не справиться.
Сильным негативом на сегодняшний день является импорт. Угроза вторичных санкций затруднила международные расчеты российских компаний и резко увеличила затраты на ввоз товаров из-за рубежа. При этом, большая часть отечественного экспорта приходится на крупные компании, часто с государственным участием. Им проще найти обходные пути. В то же время, импорт у нас более децентрализированный. Компаниям малого и среднего бизнеса тяжело преодолевать саботаж иностранных банков.
Впрочем, в октябре состоится саммит БРИКС, на котором могут быть озвучены некие планы и приняты решения. Во всяком случае, разговоры о создании альтернативных финансовых механизмов ведутся уже давно и вряд ли являются одним только сотрясением воздуха. Не исключено также, что российскому бизнесу придется активнее осваивать криптовалюты.
Значительный тормозящий эффект на экономику стала оказывать высокая ключевая ставка. Ее уровень в конце июля был поднят до 18%, а в дальнейшем некоторые эксперты не исключают роста до 20%.
Проблема здесь заключается в том, что против инфляции издержек это не работает. Наоборот, резко подорожавшие кредиты еще сильнее раскручивают маховик расширения затрат. Меры Центрального банка затрагивают только инфляцию спроса. Потребление ужимается, экономику намеренно вгоняют в спад, чтобы компании, испытывая серьезные трудности с продажами, прекратили поднимать цены, пусть даже и себе в убыток.
В 2015-2016 гг. такая стратегия сработала. Инфляцию удалось подавить до 4% и даже менее, причем, она держалась на этом уровне до ковида. Хотя экономический рост при этом был слабым. Раскрутить его удалось только широкомасштабной господдержкой в 2022-2023 гг. Правда, она стала сильным проинфляционным фактором. Такое вот противоречие.
Сейчас правительство и Банк России работают в противофазе, двигаясь в противоположных направлениях. Поэтому процесс обуздания инфляции с помощью высокой ставки будет не быстрым, не легким и обойдется не дешево.
Без радикального изменения политики Центрального банка, нового ускорения темпов экономического роста, государственных и частных инвестиций расширения спроса на стальную продукцию не произойдет. Благоприятные тенденции наблюдаются только в машиностроении и оборонной промышленности, но для металлургов это не самые обширные рынки сбыта. Поэтому в ближайшие несколько месяцев спрос на стальную продукцию будет довольно ограниченным.
В связи с этим очень актуальным стал вопрос о приведении объема предложения в соответствие с реальным потреблением. Причем учитывая отсутствие серьезных перспектив на внешних рынках. Некоторые металлургические компании уже приступили к сокращению объемов выпуска, а также начали немного сбавлять котировки на первичке. Ведь очевидно, что спотовый рынок в ближайшем будущем не восстановится. Пока будет происходить его «осушение» от избыточных запасов, цены на нем будут продолжать снижение, потом стабилизируются.
По-видимому, в ближайшей перспективе российским металлургическим компаниям не избежать достаточно весомого сокращения объемов производства стали и проката. Хотя, в отличие от Китая, это отступление временное. Российскому бизнесу нужно собраться и пережить наиболее тяжелый период, который, вероятно, продлится до весны-лета 2025 г.
Инфляция, согласно отчетам Росстата, в августе пошла на снижение. Пусть и ценой замедления экономики, она и дальше, очевидно, будет уменьшаться. До конца текущего года Банк России вряд ли опустит ключевую ставку, но в будущем году — наверняка. А удешевление кредитов снова оживит спрос. То есть, свет в конце туннеля где-то далеко виден. Лишь бы следующий август нам снова чего-либо не испортил!
Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе "Аналитика".
Приглашаем всех принять участие в выставках и конференциях, которые будут проведены во второй половине 2024 г.! Ближайшие из них состоятся в начале осени. В Костроме 12-13 сентября пройдет очень актуальная по нынешним временам конференция "Сервисные металлоцентры России", 19-20 сентября Екатеринбург и Каменск-Уральский примут конференцию "Медь, латунь, бронза: тенденции производства и потребления", а 26-27 сентября в Череповце состоится 13-я Международная конференция "Проволока-крепеж"
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.