Финэкспертиза: настоящее содействие бизнесу
Аудиторско-консалтинговая группа Финэкспертиза ведет активную коммуникационную политику, невзирая ни на какие сложности в финансовом мире. Чем это объясняется и в чем выражается? Об этом журнал «Металлоснабжение и сбыт» поговорил с заместителем генерального директора по PR группы Финэкспертиза Ириной Зеленковой во время VIP-турнира по русскому бильярду на призы Металл-Экспо.
- Как перепозиционируется группа компаний Финэкспертиза в связи с кризисом?
- Мы не собираемся каким-то радикальным образом менять свою коммуникационную политику, сокращать медиа-активность. Более того, у нас весьма сильная команда экспертов и спикеров, которые как раз чрезвычайно востребованы в условиях кризиса в качестве независимых комментаторов. Они занимаются своего рода просветительской деятельностью для СМИ. Без преувеличений: нашего генерального директора Агвана Микаеляна СМИ буквально рвут на части, и пресс-служба уже почти не справляется с потоком запросов.
На этом фоне вдвойне занятно, что топовая пятерка ведущих аудиторско-консалтинговых брендов долгое время внятно не реагировала на происходящее в медиа-поле. Однако буквально недавно топы еще одной аудиторской компании высказали свою точку зрения на происходящее, и тут же в прессе развернулась дискуссия о том, что же, собственно, происходит и что нас ждет в будущем. Это очень здорово. Потому что когда экспертное сообщество, особенно профессиональные консультанты, которые изначально чуть более компетентны, потому что у них более пристрелянный глаз, и они видят процессы под более широким углом, - так вот, когда сообщество экспертов начинает публично разбираться в происходящем и выискивать рациональное зерно, это способствует здравому осознанию ситуации и позитивным процессам в целом. Средства массовой информации зачастую ведь чрезмерно увлекаются паническими настроениями.
- Ирина, с точки зрения репутационных рисков вы не опасаетесь, что вслед за перекладыванием частичной ответственности за случившееся на рейтинговые агентства, под ударом могут оказаться и аудиторские компании?
- Давайте отделять мух от котлет. Рейтинговые оценки и аудиторские заключения - это две совершенно разные истории. Все-таки рейтинговые агентства, публичная деятельность которых во многом основывается на информационной конъюнктуре, имеют иную специфику. Что касается аудиторского бизнеса - это всегда клиентский бизнес. Аудиторская информация всегда непублична и подпадает под действие закона о коммерческой тайне. Здесь совершенно иные цели, которые не сводятся к созданию виртуальных сущностей и искусственных имиджей.
Аудиторское заключение – это предметный инструмент, необходимый, прежде всего, для самой компании. То есть это совершенно другой коленкор. На чем держатся абсолютно все аудиторские бренды, для которых важна репутация? На абсолютной независимости оценок. Поэтому в контексте данной ситуации не вижу репутационых рисков. Уж кто-кто, а уважающая себя аудиторская компания, длительное время существующая на рынке, уже по умолчанию несет ответственность за свою деятельность и сама не заинтересована в легковесных оценках. Абсолютно независимый профессиональный оценивающий взгляд – это ее капитал, основной нематериальный актив. И, кстати, говоря о медиа-активности, какие бы комментарии ни давали наши спикеры, они никогда не будут прямо комментировать успехи или проблемы – не суть важно – своих клиентов. Это абсолютно неприкосновенная закрытая информационная зона. Собственно, наша репутация складывается, в том числе, из того, что мы не делаем хоть сколько-нибудь публичной информацию о компаниях, с которыми работаем. Поэтому особых рисков здесь быть не может в силу специфики бизнеса.
- Зато, наверное, кризис открывает новые возможности с точки зрения консалтинга?
- Безусловно. И мы это уже заметили и ощутили. Определенные услуги управленческого консалтинга, например, выходят на первый план – становятся востребованными программы антикризисного управления. Что и понятно: сейчас наступило время эффективности, когда владельцам бизнеса необходимо абсолютно четко представить себе имеющиеся ресурсы (в широком смысле слова) и выстроить максимально эффективную схему управления этими ресурсами. Когда речь идет о крупных компаниях, здесь всегда поневоле востребованы консультанты, потому что бизнес настолько масштабен, что без независимого натренированного взгляда невозможно перестроить систему. И такую потребность мы уже замечаем в нашей структуре продаж.
- На чем основаны ваши антикризисные программы – на предыдущем антикризисном опыте, на чем-то еще?
- Есть определенные методики, мировая классика управления. Нет никакого универсального инновационного рецепта. Максимально эффективно использовать существующие ресурсы – к этому сводится смысл предпринимаемых мер. В этом, можно сказать, заключен и ответ на риторический вопрос – «Как выйти из кризиса?»
Но когда человек является владельцем гигантской группы компаний и находится, что называется, внутри структуры, не всегда удается дистанцироваться, чтобы увидеть картину целиком, определить максимально логичный способ налаживания взаимоотношений между различными предприятиями, построить эффективную систему управления структурами без дублирования функций. Это характерно не только для кризисных времен, иначе департамент управленческого консалтинга у нас появился бы только сейчас. Просто в трудные времена это приобретает особую актуальность: где-то надо ремешок затянуть, где-то – мышцы подкачать…
Ну, а аудит – как по российским, так и по международным стандартам отчетности – никто не отменял. И, кстати говоря, по сравнению с компаниями мировой «четверки», наша конкурентоспособность в нынешних условиях резко выросла. Сейчас компаниям нужен качественный аудит, они в меньшей степени теперь обращают внимание на «возраст» бренда. И здесь у нас появляется конкурентное преимущество: в большей степени важен реальный результат, нежели привычные и, зачастую, формальные имиджевые составляющие.
В целом наша позиция по отношению к происходящему сводится к тому, что мы – реалисты. Абсолютно не случаен главный лозунг бренда «Финэкпертиза»: «Настоящее содействие бизнесу». Мы смотрим на вещи реально. Если попытаться выразить одной фразой все то, что творится сейчас в экономике, то на самом деле происходит возвращение к реальности. Некий мыльный пузырь лопнул, деньги подорожали, их стало меньше. Но это не означает ситуацию апокалипсиса – просто-напросто все мы возвращаемся к реальной экономике в широком смысле слова, где действуют вменяемые реальные законы. Мы считаем, что стабильному бизнесу, безотносительно к тому, к какой отрасли он относится, эту ситуацию надо рассматривать не в качестве повода для паники и сворачивания проектов, а скорее – как некий стимул к развитию. Конструктивное развитие на реальной почве действительно возможно. Любая ситуация, рассмотренная со спокойной профессиональной точки зрения, выпячивает как зоны опасности, так и потенциальные выгоды, которые можно использовать и на которые раньше просто особо не обращалось внимание. Сейчас - самое время обнаружить такие скрытые ресурсы.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.