Магнитка произвела яркое впечатление на швейцарского журналиста
Корреспондент швейцарской "Новой цюрихской газеты" Маркус Акерет два года работает в России. В основном специализируется на политической тематике. Давно мечтал приехать в Магнитогорск: интересовался городом с юности. Накануне первого финального матча "Металлурга" со швейцарской командой в европейской Лиге чемпионов получил задание написать, что за город такой - Магнитогорск. Своими впечатлениями поделился и с читателями "Магнитогорского Металла".
- Я историк по образованию, мне очень интересен ваш город, - начинает разговор Маркус. - Я знал о Магнитке по книге американского историка Стивена Коткина, который описал ее как пример социалистической стройки. К сожалению, не успел посмотреть легендарный комбинат, но посетил музей ММК, где мне показали производственный процесс, и побывал на экскурсии по Магнитогорску.
- Ваша газета славится нейтральным отношением к политическим событиям - не занимая чей-то стороны, вы даете максимально объективную оценку. Что вы думаете о нашем городе?
- Объективная оценка - это все-таки субъективное отношение того, кто ее дает. Впечатлений от Магнитки масса, и мне нужно время, чтобы они улеглись и я смог выделить самое важное. Я удивился, прежде всего, тому, что, в отличие от других регионов России, ваш город ведет весьма активную жизнь: множество современных магазинов, кафе - я был в Западной Сибири, к примеру, в Тобольске, так там совсем нет современной инфраструктуры. Разумеется, яркое впечатление - панорама комбината: в промышленном городе такого уровня я впервые, так что был потрясен, конечно. В Швейцарии тоже есть индустриальные кварталы, но это игрушки по сравнению с ММК. И в то же время, находясь внутри города, комбинат создает экологические проблемы - во всяком случае, я знаю, так было раньше. Хотя, выйдя из самолета, я не почувствовал какого-то специфического запаха и не заметил, что воздух в городе грязный.
- Впечатления о комбинате все-таки были вами ожидаемы - вы читали о нем. А есть неожиданные впечатления от Магнитогорска?
- Да, когда мы ехали по старым кварталам. Ленинский район - очень хорошая, добротная архитектура, красивые ансамбли, которых, честно говоря, я не ожидал увидеть в молодом промышленном городе.
- Неужели вы будете писать в своей газете об архитектуре?
- И об этом тоже, для меня облик города - это важный момент.
- Это архитектурный облик. А есть еще социальный, экономический - об этом что скажете?
- Мне понравились ваши люди, хотя я не много с ними общался.
- Что еще вас впечатлило в нашей провинции?
- Я редко использую слово "провинция", потому что знаю: в России ему зачастую придается негативный оттенок, а мне бы не хотелось этого по отношению к вашему городу. В регионах я всегда замечаю, что люди более открыты, чем в Москве, все не так забюрократизировано... Поэтому я всегда с удовольствием езжу по России.
- И любите встречаться со студентами-журналистами, насколько я знаю. Что можете сказать: принципы российской и швейцарской журналистики схожи?
- Это зависит от направленности газеты и трудолюбия человека. В России - даже в дальних регионах - существуют специальные журналистские факультеты, а в Швейцарии таковых практически нет: наши журналисты в прошлом - ученые, теоретики…
- В России журналист пишет обо всем - от спорта до политики.
- Я тоже иногда так работаю, поскольку являюсь корреспондентом в России. Но, в основном, журналисты в Швейцарии, во всяком случае в нашей газете, - узконаправленные специалисты: в отделе международной политики каждый отвечает за определенную страну, и даже в отделе внутренней политики, если ты занимаешься, к примеру, энергетикой, то не лезешь в партийную политику.
- По-вашему, это хорошо?
- Я считаю, хорошо. Потому что я люблю работать с предметом подробно, в деталях. К примеру, редакторы в нашей газете в прошлом занимались научной работой в университете, значит, они много знают о том, о чем они пишут. Я в основном занимаюсь политикой, еще один наш корреспондент занимается в Москве экономикой, и оба мы освещаем другие события - будь то культура, спорт… Хотя спорт я не очень люблю.
- Как - вы не любите хоккей?!
- (Смеется). Я не очень спортивный человек, признаюсь вам честно, и потом - это совсем другая работа.
- Швейцария в меньшей степени пострадала от кризиса: с банковской системой у вас порядок, в экономике тоже вроде тишина. Будете учить весь мир, как надо жить?
В разговор вступает выпускающий редактор "ММ" Станислав Рухмалев: Швейцария - очень корректная страна, она не будет лезть со своим уставом в чужой монастырь.
Маркус: (Смеется): Я не думаю, что мы будем учить. Может, мы пострадали в меньшей степени, но все же пострадали, ведь кризис мировой: например, в нашей газете стало меньше рекламы, начались сокращения… Вот мне, к примеру, урезали эту командировку: в лучшие времена я провел бы в Магнитогорске дня четыре, а в этот раз меня попросили, если возможно, сократить свое пребывание здесь.
- Что говорят о нашей стране: почему мы так просели?
- (Задумывается). В последние годы Россия переживала бурный рост. Но вы немного забыли о том, что эти успехи зависели в большей степени от цены на нефть и другие ресурсы, которыми богата ваша страна. Политики России много говорили о диверсификации, но мало что делали, а между тем, пришла пора налаживать собственное сельское хозяйство. Я, покупая продукты в Москве, недоумеваю, почему на 80 процентов ассортимент магазинов - это импортное продовольствие? Мне кажется, это преступно. В других странах соотношение уж если не противоположное, то, во всяком случае, своих продуктов в магазинах больше половины - точно.
Станислав Рухмалев: Это называется принципом продовольственной безопасности: если страна импортирует свыше 40 процентов продуктов, то она уже в опасной зоне. А Россия импортирует до 70 процентов продовольствия.
Маркус: Есть в России еще одна глобальная проблема - желание людей жить богато сразу, здесь и сейчас: молодой человек оканчивает университет и сразу хочет много денег. Разумеется, он идет не в промышленность, где к благам идут постепенно, а в бизнес, иногда в криминал… Поэтому экономика страны хромает. В Европе, даже если ты пошел работать в непромышленный сектор, ты понимаешь, что первые годы будет тяжело, зарабатывать ты будешь не так много, как хотел бы. Но если ты целенаправленно идешь к цели, то в будущем добьешься стабильного достатка.
- Вы сами как долго шли к тому, что сейчас имеете?
- Я неожиданно для себя быстро сделал карьеру. Я относительно поздно окончил университет - в 27 лет.
- Почему?
- Такова система швейцарского образования на философском и искусствоведческом факультетах: в 20 лет поступил в университет и учись, сколько хочешь - строгих сроков обучения нет, ты оканчиваешь семестр и при желании можешь учиться дальше - по другим темам и ученым степеням. После университета год я трудился над кандидатской диссертацией, а потом меня пригласили в газету корреспондентом по России.
- Если вам предложат остаться в России, вы согласитесь?
- Не думаю.
- Вы женаты?
- Нет.
- А если влюбитесь в русскую девушку, и она поставит условие: жить мы будем в России?
- (Смеется). Тогда - возможно, смотря как сильно я буду ее любить. Дело в том, что в нашей газете постоянная ротация: после пяти-шести лет работы тебя переводят в другую страну или возвращают в Цюрих: у нас большая сеть корреспондентов, которые меняют направления работы.
- Ваша газета распространяется на все германоговорящее пространство Европы. Что думают ваши читатели о нашей стране?
- К сожалению, в Швейцарии мало знают о России - наверное, Германия побольше, у вас много общих исторических вех. В целом отношение неплохое… Конечно, у нас сейчас много русских, они держат в наших банках счета, отдыхают на горнолыжных курортах, арендуют недвижимость... И тем не менее, многие думают, что Россия - это до сих пор Советский Союз, а к нему было негативное отношение демократического мира. И даже Швейцария, которая всегда была нейтральной страной, тоже считала, что СССР - это противостояние с демократией. Я стараюсь показать, что сегодня это совсем другая страна.
- Три основных жизненных принципа швейцарца?
- Образование, и это очень важно для страны, которая не имеет ресурсов. Далее - постепенное развитие. Еще порядок - это уж точно наш принцип: и в буквальном смысле, и в отношении законопослушания.
- А душевность - ваша черта?
- Однозначно - не в той степени, как для вас. Швейцарцы сдержанны.
- У нас есть песня, герой которой ради любви продал все, что у него есть, и купил цветы - целый миллион алых роз. Она написана на основе реальных событий, случившихся с художником Пиросмани.
- (Смеется). Думаю, наши люди на такое не способны. У нас отношения с женщиной более прагматичны и рациональны - это скорее партнерство. Но и разводов у нас меньше, чем у вас. Я не хотел бы быть таким эмоциональным, как вы, но иногда мне искренне жаль, что я не такой, я завидую вашей душевности, хотя в рамках своего менталитета я эмоциональный человек. Я завидую вашему умению дружить. У меня не много русских друзей, но их я считаю близкими мне людьми.
- Потреблять алкогольные напитки в больших количествах они вас еще не научили?
- (Смеется). Во всяком случае, до России я почти совсем не пил - у нас ведь с этим совсем по-другому: нет таких красивых тостов, к примеру. Да и сейчас употребляю в меру - к тому же, я не люблю водку, хотя и уважаю ее как ваш национальный напиток.
- Что еще вы поняли о русском человеке?
- Хочется надеяться, что многое - тем более, я давно знаком с Россией: еще 20 лет назад заинтересовался ее историей и даже писал работу о каторжных дореволюционных и времен сталинизма. У России интереснейшая история, но в основном она печальна. Я люблю вашу литературу - Толстого, Чехова, Пушкина, Солженицына, Шаламова… Я рано увлекся чтением газет и с интересом наблюдал развитие событий в России в 90-е годы - как от социализма вы переходили к демократии...
- И напоследок вернемся к нашему городу: он вам понравился?
- Да, но я понял, что знаю только историю Магнитки. А теперь мне бы хотелось познакомиться с современным городом - его комбинатом, людьми. Очень хотелось бы побывать на горнолыжных курортах… Не знаю, когда, но я бы хотел приехать к вам еще раз.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.