При закупках в российских компаниях приоритетную роль играет цена
КПМГ, международная сеть фирм, предоставляющих аудиторские, налоговые и консультационные услуги, провела исследование состояния уровня зрелости закупок в России, а также представила модель для оценки зрелости закупок, разработанную консультантами КПМГ в России.
Результаты исследования показали, что доля стоимости закупаемых товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и услуг в выручке различных компаний варьируется от 25% до 65% в зависимости от профиля компании (от самых затратных - металлургической и химической промышленностей – 65% и 61% соответственно - до 26% в нефтехимии), поэтому построение и поддержание эффективной функции закупок является важнейшей задачей в рамках проектов по повышению операционной эффективности.
КПМГ разработала модель уровней зрелости закупок, которая отражает все аспекты организации процесса закупок на российских предприятиях, а также позволяет проанализировать текущее состояние закупок, определить стратегические направления развития этой функции на предприятии и выстроить план преобразований, нацеленных на повышение эффективности закупок. Представленная модель характеризуется индивидуальным подходом и простотой восприятия, а также сохраняет баланс между развитием отдельных областей функции закупок. Именно такая модель необходима руководителям компаний, чтобы увидеть диспропорции в развитии функции закупок, определиться с планом действий и принять решение об изменениях на предприятии.
По мнению Ховарда Полиньски, партнера КПМГ и руководителя Отдела управленческого консультирования и информационных технологий, модель оценки уровня зрелости закупок помогает определить сферы для дальнейшего совершенствования бизнес-процессов и выстроить четкую систему управления закупочными процессами, что окажет ощутимое влияние на повышение эффективности деятельности компаний и их конкурентоспособность.
Помимо этого, в публикуемом отчете представлен сравнительный анализ профилей по закупкам российских компаний, принявших участие в исследовании, проводившемся компанией КПМГ в ноябре 2010 г. – январе 2011 г., и западных компаний, участвовавших в международном исследовании Beyond Purchasing (KPMG International). К участию в российском исследовании были приглашены компании – представители энергетического сектора, отрасли машиностроения, металлургии, а также банковской и финансовой отрасли. На основе полученных анкетных данных были составлены профили уровней зрелости закупок для этих отраслей. В отчете представлены общие и специфичные черты состояния функции закупок в российских компаниях, а также дальнейшие пути ее развития.
В целом, согласно результатам проведенного анализа, в российских компаниях приоритетную роль при выборе поставщиков играет цена на закупаемые товары и услуги. Также часто используется централизация закупочных процедур. При этом направление закупок чаще всего не признается в качестве стратегически значимого. В большинстве случаев переходу на более высокий уровень развития закупок мешает отсутствие стратегии или ее слабая проработанность.
Западные компании, напротив, уже достигли того уровня развития, когда от централизации организационной структуры закупок можно переходить к ее децентрализации. Они не только внедряют стратегически важные информационные технологии (ИТ), но и налаживают интеграцию систем с поставщиками.
Наблюдаемый в российских компаниях разрыв в уровнях зрелости закупок говорит о возможности сокращения затрат на закупки на 10-15%, и это весьма значимая величина. Стоит заметить, что в ряде случаев показатель может быть и выше. Например, для компании с текущей прибыльностью 5% и долей затрат на закупки в 50% сокращение расходов в области закупок на 10% приведет к двукратному росту прибыли.
В целом по итогам анализа областей закупок в российских компаниях можно выделить ряд общих черт:
1. По уровню зрелости стратегии закупок большинство российских компаний находится на первом-втором уровне из возможных шести, при этом перспективы развития весьма значительны.
2. Лишь немногие предприятия показали 3-й уровень зрелости по одной, реже двум областям из пяти анализируемых.
3. В управлении закупками акцент делается на централизацию закупочных процедур и минимизацию цены закупаемых ТМЦ/услуг, но вместе с тем недостаточное внимание уделяется продуктивности и управлению рисками в закупках.
4. Уровень информационного обеспечения закупок в значительной степени варьируется в зависимости от сферы деятельности компании.
Ховард Полиньски отметил, что "проведенный анализ зрелости закупок российских компаний в сравнении с показателями по отрасли, а также с западными компаниями дает возможность отечественным предприятиям объективно оценивать и выбирать направления развития в сфере закупок".
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.