"Металл Профиль" противодействует подделкам на рынке стройматериалов
Строительство здания с использованием поддельных стройматериалов или инженерного оборудования может иметь самые серьёзные последствия и даже стоить кому-то жизни. И в первую очередь по этой причине грязную волну подделок необходимо остановить, используя самые жёсткие меры, предусмотренные законом.
Хроника происшествий
Рано утром 15 марта 2012 года в офисном здании, расположенном по улице Сурикова, 2 в Челябинске, произошло обрушение четвёртого и третьего этажей на площади около 150 квадратных метров. По счастью, обошлось без жертв: трёх человек спасатели оперативно достали из-под завала. Причиной этого происшествия стали «нарушения при проведении строительных работ».
Неделей раньше, 9 марта, произошло обрушение стены общежития на улице Станиславского в Новосибирске. В здании не так давно производились ремонтные работы. Раствор, кирпич и строительные конструкции взяты на экспертизу.
5 марта произошло ЧП в Екатеринбурге: здесь обрушилась часть стены 12-го этажа в строящемся доме по улице Щорса, 38/1. Кирпичи разнесли в щепки защитный деревянный козырёк, опоясывающий стройплощадку, и повредили две машины. Причины происшествия не названы.
Это – будни российского строительства. Подобные случаи происходят настолько часто (обратите внимание на даты), что на них перестали обращать внимание. К сожалению, не всегда подобные происшествия имеют «happy end».
В январе 2011 года в гипермаркете «О'Кей» в Санкт-Петербурге на головы продавцов и покупателей рухнули 500 квадратных метров кровли со снегом. Погиб один человек, пострадали полтора десятка. «Основной причиной частичного обрушения кровли в новом, недавно построенном гипермаркете стал не снег на крыше здания, а дефект несущей конструкции», – сообщил тогда начальник управления госстройнадзора Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга Вячеслав Захаров. По его мнению, большое количество снега на кровле лишь ускорило проявление скрытого дефекта.
«В подобных случаях всегда вызывает вопросы соответствие несущей способности кровли проектным параметрам, – комментирует Дмитрий Андреев, член Совета директоров компании «Металл Профиль», ведущего производителя кровельных и фасадных систем в России. – Особенно часто подобное происходит, когда стройматериалы закупаются не напрямую, а через посредников, иногда подставных. Схема обмана пугает своим цинизмом. Допустим, проектом предусмотрено использование на кровле несущего профнастила толщиной 0,8 мм. ГОСТ в этом случае даёт допуск в 0,1 мм, т.е. толщина металла теоретически может меняться в пределах от 0,7 до 0,9 мм. Предприимчивые «коммерсанты», недолго думая, закупают для перепродажи на стройку гораздо более дешёвый профнастил толщиной 0,7 мм, на который, естественно, действует тот же допуск в 0,1 мм. В итоге толщина кровельного профнастила в каком-то месте может оказаться равной 0,6 мм, а это уже критично скажется на его несущей способности. Печальные результаты подобных махинаций налицо, причём во многих регионах это стало уже повседневной практикой».
Но самыми трагичными происшествиями последнего десятилетия были обрушения «Трансвааль-Парка» и Бауманского рынка в Москве. Вопрос о причинах трагедии в аквапарке был поднят на конференции «Сталь в строительстве: настоящее и будущее», организованной ЦНИИПСК им. Мельникова во время проведения выставки «Металл-Экспо 2011», и многие специалисты сошлись во мнении, что роковую роль в случившемся сыграла именно недобросовестность застройщика, в частности – отсутствие в кровле здания предусмотренной проектом парогидроизоляционной плёнки. Об ошибках строителей, невыполнении нормативных требований и нарушении проектных предписаний говорит также и заместитель руководителя аппарата «НОСТРОЯ» Лариса Баринова.
К числу подобных нарушений относится и использование строительных материалов ненадлежащего качества. «Нам известна масса случаев, когда строители срезают с арматуры различных марок бирки с маркировкой и сваливают её в одну кучу, хотя проект обычно предусматривает использование в каждом конкретном случае арматуры конкретной марки, которые различаются химическим составом стали, механическими свойствами (в том числе – прочностью), свариваемостью и т.д., – рассказывает Ирина Ванхонен, специалист Управления маркетинга дивизиона «Северсталь Российская сталь» ОАО «Северсталь». – Нашим специалистам пришлось специально разработать универсальную марку арматуры А600С, которая может заменить пять существующих ныне разновидностей без ущерба качеству (и даже с повышенной прочностью), чтобы хоть как-то застраховать людей от безответственности строителей. Кроме того, мы снабдили новую арматуру вкатанной маркировкой, чтобы избежать подделок».
Однако далеко не всегда причиной нарушения проектных характеристик возводимых объектов становятся нарушения, допущенные в ходе строительства. Заработать на безопасности людей пытаются и некоторые производители строительных материалов. «Сегодня появилась масса компаний, не имеющих серьёзной истории, которые ориентируются не на качество продукции, а на тотальную экономию и быстрое получение прибыли. При этом контроля за их деятельностью фактически нет», – говорит Владислав Беляев, руководитель проектной группы ЦНИИПСК им. Мельникова. «К сожалению, игры с качеством – это тенденция, которая характерна сегодня для рынка в целом, что в конечном итоге подрывает доверие потребителя к производителям строительных материалов и конструкций, – считает Дмитрий Андреев («Металл Профиль»). – В этой ситуации даже использование в производственном процессе самого современного оборудования не всегда является гарантией качества. Многие производители, пытаясь удешевить продукцию, снижают её эксплуатационные характеристики за счёт качества составляющих. Например, в последнее время на рынке появились сэндвич-панели с сердечником из минваты пониженной (примерно на четверть) плотности. По стоимости сэндвич-панели получаются более привлекательными, однако добиться стабильности их эксплуатационных характеристик, в том числе несущей способности, уже невозможно».
Всегда ли подобная продукция попадает на стройплощадки из-за одного только желания застройщика сэкономить? Как показывает практика – нет. Очень часто покупателя просто вводят в заблуждение, предлагая ему подделку под продукты известных и хорошо зарекомендовавших себя производителей. Причём далеко не всегда по бросовым ценам. Что это, как не спланированный саботаж?
Как обманывают потребителя
Никаких особых хитростей здесь нет: цель товарных пиратов – заставить покупателя принять их продукцию за продукцию хорошо известного производителя. Для этого либо сам товар должен быть похож на оригинальный, либо наименование бренда и товарный знак, либо упаковка. А иногда – всё вместе, в зависимости от того, что именно пытаются продать. И если имитация выполнена удачно, то мошенники зачастую даже не пытаются демпинговать, напротив, они продают свои подделки по цене качественного брендового продукта, чтобы не вызывать у потребителей лишних подозрений.
Так, в своё время компания Honeywell, известный производитель фильтров для систем водоснабжения, столкнулась с таким валом китайских подделок (в буквальном смысле) своей продукции на российском рынке, что вынуждена была даже создать специальный сайт, на котором потребители могли почерпнуть информацию о том, как отличить оригинальные фильтры от поддельных. Использование последних могло привести к серьёзным авариям, т.к. пиратская продукция не выдерживала заявленного давления воды.
Столкнуться с подобными проблемами пришлось и компании «АВВ», которая обнаружила китайскую подделку под свои автоматические выключатели. При этом поддельные автоматы не размыкали электрическую цепь при достижении номинала по току. Возможные последствия этого очевидны – пожар.
Подделывают не только дорогостоящее оборудование или материалы, но и ходовую дешёвую продукцию. Так, например, для подпольного производства шпатлёвки или штукатурки достаточно бригады из нескольких неквалифицированных рабочих, вооружённых обычными лопатами. С помощью этого нехитрого инструмента смесь (если, конечно, в ней есть что-то, кроме песка) и готовится, и расфасовывается в «фирменную» упаковку. В своё время компания «Унистром-Трейдинг» сообщала о появлении поддельного плиточного клея «Юнис», изготовленного, видимо, именно таким способом. Возможно, что произведённый аналогичным способом цемент использовался для укладки кирпича при ремонте стен общежития в Новосибирске или при строительстве жилого дома в Екатеринбурге.
Однако всё это, что называется, прямые фальсификации. В то же время некоторые производители намеренно подделывают чужие бренды, пытаясь создать таким образом совершенно легальный коммерческий продукт. Например, ЗАО «Спецводмонтаж» СВМ (г. Москва) и ООО «Грундрос» (г. Пермь) производили, хранили и продавали насосы, маркированные знаком GRUNDROS, весьма похожим на товарный знак GRUNDFOS, принадлежащий ведущему мировому производителю насосного оборудования. На языке юристов это называется «сходство до степени смешения». Более того, через СМИ была распространена ложная информация о том, что на Пермском насосном заводе начато совместное с компанией GRUNDFOS производство насосов. Чтобы пресечь действия недобросовестных производителей, потребовалось решение суда. Проведённая предварительно экспертиза показала, что по своим параметрам насосы пермского завода даже с натяжкой не соответствуют эксплуатационным характеристикам оборудования GRUNDFOS.
Отдельные участники рынка идут ещё дальше, целиком строя свою маркетинговую политику на намеренном и откровенном копировании фирменного стиля известных компаний. «Нашу репутацию постоянно пытаются использовать в качестве «паровоза» для своего бизнеса различные бизнес-структуры, не имеющие к нам никакого отношения, – говорит Дмитрий Андреев («Металл Профиль»). – Особенно на региональных рынках. Отдельные недобросовестные предприниматели имитируют не только наименования некоторых наших продуктов, но фактически копируют название компании: например, соединяя «Металл Профиль» в одно слово или добавляя какую-то букву. Некоторые полностью копируют наш фирменный стиль, включая логотип, фирменный шрифт и цветовую гамму, причём используют их не только для маркировки продукции, но и для представления своей компании, в том числе в Интернете. Особо «предприимчивые» копируют абсолютно всё: структуру интернет-сайта, наши каталоги продукции, даже историю и дизайн фасадов зданий компании, внося лишь незначительные изменения, которых потребитель может просто не заметить, особенно если он раньше не работал с нашей продукцией. И это не какой-то единичный случай: подобное происходит регулярно. Интересно, способны ли все эти наши «поклонники» обеспечить такое же качество продукции, которое обеспечивает наше предприятие, и дать потребителю такие же гарантии качества? Я думаю, вопрос риторический».
А между тем вопрос этот может стать для кого-то вопросом жизни и смерти, подобно тому, как это было при катастрофе в гипермаркете «О'Кей» в Санкт-Петербурге, где на головы людям рухнула кровля из профнастила.
При этом можно лишь предполагать, какой ущерб наносят репутации производителя подобные «клоны», ведь заработать её очень и очень трудно. «Масштабы ущерба можно представить, используя принцип «6/20»: если клиенту нравится сотрудничать с фирмой, её продукция, он расскажет об этом шести своим коллегам. Если же он недоволен, то об этом узнают уже двадцать человек», – считает Станислав Ляпунов, авторитетный российский эксперт-практик по корпоративному управлению.
Потребителю же можно лишь посоветовать внимательнее относиться к маркировке продукции, её упаковке, сертификатам и сопроводительным документам. И при малейших подозрениях – обращаться к производителю за разъяснениями. «В течение 6 месяцев, начиная с апреля 2012 года, все наши региональные филиалы, представительства и заводы будут реструктуризованы и объединены в единую федеральную компанию, с централизованным управлением и информационными ресурсами. Сделано это, в том числе, и для повышения эффективности борьбы с подделками, с которыми мы, к сожалению, сталкиваемся повсеместно. Теперь потребителю, независимо от его местонахождения, будет гораздо проще получить исчерпывающую информацию о нашей продукции, её идентификации и местах её производства и продажи», – добавляет Дмитрий Андреев («Металл Профиль»).
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.