Металлоторгующие организации превращаются в трубопрокатчиков
По оценке начальника отдела продаж ЗАО "УХК "Королёвский трубный завод" (входит в металлотрейдинговую компанию "КТЗ-Холдинг") Виктории Ильиной, уже более двух десятков российских торговцев обзавелись собственными трубопрокатными станами. "Это очень модно сегодня," - замечает В.Ильина. По мнению руководителя отдела рекламы УК "Металлинвест" Ирины Шуруевой, увлекшись производством труб, металлотрейдеры даже стали терять интерес к такому популярному до последнего времени направлению, как собственные заводы металлоконструкций.
Генеральный директор ООО "А ГРУПП" Алексей Зайцев приводит данные, согласно которым из общего списка трубных станов, запущенных в последние полтора года или запланированных к запуску в ближайшие месяцы, каждый четвертый принадлежит металлотрейдеру. Среди последних "ДиПОС", "Брок-Инвсет-Сервис", "Тройка Сталь", ГК "Демидов".
По оценке президента Российского союза поставщиков металлопродукции Александра Романова, активнее всего в производство пошли металлотрейдеры Южного и Центрального федеральных округов. Здесь высок спрос и очень мало своих производителей. Иное дело Урал и Западная Сибирь. Наличие в регионе четырех крупнейших предприятий отрасли делает местный рынок малоинтересным для новичков. Сегодня в УрФО только у одного металлотрейдера – УК "Металлинвест" (Нижний Тагил) есть собственный трубопрокат. Правда, как сообщает источник "Уралинформбюро", покупку прокатанного стана планирует екатеринбургская "Сталепромышленная компания".
Практически все металлотрейдеры, выпускающие трубу, используют одну технологию – продольная резка листа на штрипс, холодная гибка и сварка. Иногда к этому добавляется термообработка готового изделия. Соответственно, продукция этих компаний находится примерно в одном сегменте. Чаще всего это круглая труба малого, реже – среднего диаметров и наиболее ходовые стандарты профильных (квадратных и прямоугольных) труб.
Что касается качественных характеристик, то данный тип производителей активнее всего работает в сегменте конструкционных труб. К ним требования ниже, чем к газовым, водопроводным или трубам для машиностроения – не требуется испытание давлением, менее жесткие допуски по размерам. Конструкционная труба от металлотрейдеров используется в производстве металлоконструкций или других изделий, а также может реализована на розничном рынке. Подобные изделия востребованы при коттеджном строительстве, для возведения оград или теплиц.
В то же время ряд малых производителей сделал ставку на местные рынки водогазопроводных труб. И в этом сегменте небезуспешно конкурирует с крупными трубопрокатными предприятиями. Как замечает Александр Романов, постоянно наблюдается тенденция к улучшению качества продукции, выпускаемой металлотрейдерами. Уже не редкость, когда они предлагают покупателям ответственную трубу, соответствующую ГОСТу.
Ну и конечно, лучше всего такие компании чувствуют себя в нишевых сегментах. Например, ЗАО ТФД "Брок-Инвест-Сервис", запуская собственную трубосварочную линию, ориентировалось на потребности в первую очередь производителей мебели, стендовых и выставочных конструкций. Это предопределило характеристики продукции – тонкостенная и главным образом профильная труба.
Как возникает новый бизнес
Собственное производство (необязательно трубное) для российских металлотрейдеров давно не экзотика. За последние 10-12 лет многие крупные торговые компании открыли свои сервисные центры, которые есть ни что иное, как небольшие предприятия по производству из металлопроката (в основном тонколистового) продукции с высокой добавленной стоимостью – профилированного настила, металлочерепицы, гнутого швеллера и других изделий. Основой почти любого производства являются установки по продольной и поперечной резке рулонного проката. Как пояснил "Уралинформбюро" А.Романов, на этих же мощностях можно делать штрипс – полуфабрикат для трубосварочной линии. При наличии спроса на трубу трейдер организует ее производство на своей площадке. В результате он, затратив не такие уж большие деньги, получает новый бизнес.
Именно так, кстати, появилось трубное производство на площадке "Брок-Инвест-Сервиса". Как рассказал коммерческий директор компании Владислав Арсенюк, попытки организовать трубопрокат предпринимались неоднократно, но не удавалось создать окупаемую экономическую модель. Внятная бизнес-логика проекта сложилась после того, как металлотрейдер организовал участок продольной и поперечной резки рулонного проката.
По оценке А.Романова, о собственном производстве металлотрейдеру можно задумываться, если он продает от 5 тысяч тонн труб в месяц (7-8 миллионов долларов США). В этом случае проект может оказаться рентабельным. Впрочем, в каждом конкретном случае следует принимать во внимание наличие избыточных мощностей по производству труб в регионе, потенциальный спрос, возможные риски. Очень важно найти нишу, в которой у компании есть преимущества перед конкурентами (клиентская база, связи, транспортное положение).
Среди металлотрейдеров несколько лет идет дискуссия на тему – следует ли собственное производство выделять в качестве отдельного бизнеса или лучше позволить ему существовать в едином блоке с торговлей. Но даже сторонники первой концепции признают необходимость тесной связи обоих направлений. "Мы не существуем отдельно как металлотрейдер или отдельно как производитель. Наша бизнес-модель предполагает некий конгломерат трех направлений — трейдинга, металлообработки и производства, взаимосвязь которых дает синергетический эффект. Трубный стан хорошо встраивается в логику дальнейшего повышения передела металла от сырья к готовому изделию. Кроме того, этот продукт может быть доработан по пожеланию клиента с использованием уже имеющегося металлообрабатывающего оборудования — гибка, покраска, сверление, сварка," - отмечает В.Арсенюк.
Последние слова эксперта содержат намек, пожалуй, на главное отличие металлотрейдеров-производителей от "классических" трубников. Первые готовы предложить покупателю не трубу, а продукт еще одного передела.
Передел рынка
Большинство аналитиков все же считают, что говоря о структуре рынка, следует проводить "водораздел" не между "чистыми" трубопрокатчиками и торговцами, организовавшими свое производство, а между крупными трубными холдингами и мини-заводами, в число которых входят и производственные мощности, запущенные металлотрейдерами. И как раз сейчас происходит серьезнейший передел рынка между этими двумя категориями производителей. Причем "малыши" явно ведут по очкам. В общем объеме потребления труб в России их доля неуклонно растет. Если в 2008 году мини-заводы закрывали 38,71% рынка, то в 2012 году речь идет уже о 50% рынка. Как замечает А.Романов, наблюдается процесс вытеснения из сегментов труб малого и среднего диаметра и профильных труб крупных предприятий "малышами". По мнению эксперта, основное преимущество последних – большая гибкость при работе с клиентами и возможность снижения транспортных издержек благодаря ориентации на местные рынки.
По оценке большинства малых производителей, эффективный радиус работы предприятия по производству труб малого и среднего диаметра – 500 километров. На большем плече рентабельность резко снижается из-за существующих тарифов на перевозки. "Мы наблюдаем сейчас процесс постепенного вытеснения крупных производителей из отдельных ниш, – говорит В.Арсенюк. – В ближайшие пять-семь лет рынок будет перекраиваться. Во многом это связано с дорогой логистикой. При низкой себестоимости продукции включается фактор близости к рынкам сбыта. С этой точки зрения малые производства более конкурентоспособны".
Есть мнение, что в обозримом будущем крупные холдинги просто будут вынуждены уйти из сегмента труб малого и среднего диаметра. Кстати, именно это произошло в США и ряде стран Европы. Там данный сортамент выпускают почти исключительно предприятия местной промышленности и реализуют его на ограниченной территории. Холдинги работают в сегменте большого диаметра, бесшовных труб и в некоторых очень специфических нишах. И подобный расклад потребители – строители, коммунальщики, мебельщики и другие – воспринимают скорее позитивно в силу ряда причин.
Современные технологии позволяют получить на малых станах продукт стабильного качества, а наличие большого количества производителей, во-первых, гарантирует покупателям отсутствие ценового сговора и необоснованного роста цен. Во-вторых, позволяет производителям более гибко реагировать на конъюнктуру. В-третьих, делает рынок более устойчивым – уход с него одного или даже нескольких игроков не создаст дисбаланса. Движение в сторону демонополизации рынка труб малого диаметра поддерживают и российские потребители. Об этом говорит хотя бы приведенная выше статистика, о росте доли мини-заводов. В то же время, как замечает В.Арсенюк, есть ниши, которые недоступны малым производителям – это, например, нефтяные, упрочненные трубы, буровые и ряд других. Поэтому полного замещения крупных производителей "малышами" не произойдет.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.