Группа ГАЗ просит дешевые кредиты для автопрома
В конце сентября глава группы ГАЗ Вадим Сорокин направил соответствующее письмо президенту России Владимиру Путину, сообщил «Интерфаксу» источник в финансовом блоке правительства.
«Возникшая на российских финансовых рынках ситуация, связанная с резким ростом стоимости заемных средств и недостатком ликвидности», вызывает «серьезную озабоченность российских автопроизводителей», процитировал документ собеседник агентства.
По данным ГАЗа, рост ставок по кредитам обусловлен повышением ключевой ставки Центрального банка России с 5,5% до 8%, «реальные ставки привлечения увеличились с 10-11% до 13,5-15% годовых».
Компания считает, что доходов автопроизводителей «попросту недостаточно для обслуживания долга, поскольку средняя рентабельность машиностроительных предприятий находится в диапазоне 8-10%», что усугубляется падением авторынка в 1-м полугодии 2014 г. (по данным ГАЗа, в сегменте коммерческих автомобилей - на 22%, автобусов - до 36%), связанного со снижением инвестиционного спроса и замедлением деловой активности.
В ГАЗе также констатируют, что, несмотря на внедряемые мероприятия по снижению себестоимости, бизнес-модель отечественного автопрома в условиях ВТО «фактически теряет конкурентоспособность» по сравнению с импортом. «Уже в среднесрочной перспективе (примерно к 2019 г.) возникает риск деиндустриализации российской автомобильной отрасли», - предупреждает компания.
При этом на реализацию инвестпроектов ГАЗу потребуется около 15 млрд руб. в течение ближайших трех лет. «В связи с вызванным санкциями США и ЕС закрытием международных финансовых рынков для российских банков и жесткой политикой Центрального банка России в области нормативов фондирования коммерческих банков возникает очевидный дефицит ликвидности на российском финансово-кредитном рынке», - отмечает Вадим Сорокин. Это может привести к кризису платежеспособности, сворачиванию инвестпроектов и негативному влиянию на смежные отрасли, предупреждает топ-менеджер.
В ГАЗе считают, что необходимо сформировать список системообразующих предприятий российской экономики по аналогии с «кризисным» списком 2008 г., обеспечить прямое фондирование таких предприятий с участием Центрального банка России или ВЭБа (кредитование по льготной ставке, конечная ставка для заемщика - не более 10% годовых сроком на 10 лет).
Среди других возможных мер компания называет внесение ценных бумаг системообразующих предприятий автопрома, не имеющих финансового рейтинга, в ломбардный список Центрального банка России, а также расширение списка организаций, имеющих право на кредитование со стороны Центрального банка России, обеспечиваемое активами и поручительствами.
Кроме того, ГАЗ предлагает продлить действие постановлений правительства о предоставлении госгарантий, в том числе для получения инвесткредитов и реструктуризации существующего кредитного портфеля, и о субсидировании процентных ставок по кредитам предприятиям автопрома, увеличив бюджетные обязательства по данной мере на 3 млрд руб. в год.
Источник «Интерфакса» отметил, что сейчас министерства рассматривают эти предложения по поручению президента. В числе возможных вариантов поддержки собеседник агентства назвал предоставление автопроизводителям средств через запускаемый сейчас механизм проектного финансирования.
В конце июня сообщалось, что совет директоров группы ГАЗ одобрил заключение дополнительных соглашений между предприятиями группы и Scutellaria Trading по кредитам на 35 млрд руб. Речь шла о кредитной линии на 35 млрд руб. на срок до 7 лет, привлечение которой одобрили акционеры ГАЗа в декабре 2011 г. для рефинансирования синдицированного кредита компании, привлеченного в 2010 г. у синдиката во главе со Сбербанком. По этим кредитам были повышены процентные ставки.
Группа ГАЗ в отчетности по МСФО за 2013 г. раскрыла информацию о нарушении ковенантов по кредитам ВТБ и Сбербанка, однако банки не стали требовать досрочного погашения задолженности. При этом представитель компании подчеркивал, что заключение допсоглашений не связано с нарушением ковенантов. По его словам, нарушенные ковенанты не касались выплат по данным кредитам. При этом причину нарушения он назвать отказался.
В 2009 г. ГАЗ договорился о реструктуризации задолженности по кредитам на 39,257 млрд руб. с синдикатом банков. Сбербанк, действовавший в интересах синдиката из 22 российских и иностранных кредиторов, получил в залог 16,2% акций ГАЗа. Около половины долга покрывалась госгарантиями. Ставка по синдицированному кредиту равнялась ставке рефинансирования плюс 4%.
Представитель ГАЗа пояснял, что допсоглашения направлены на перераспределение долговой нагрузки компании.
Группа ГАЗ выпускает легкие и среднетоннажные коммерческие автомобили, автобусы, тяжелые грузовики, легковые автомобили, силовые агрегаты и автокомпоненты. Она объединяет 13 предприятий в восьми регионах России. Является лидером рынка коммерческого транспорта России, занимая около 50% сегмента легких коммерческих автомобилей и около 65% сегмента автобусов. Флагманский продукт компании - легкий коммерческий автомобиль нового поколения «ГАЗель Next».
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.