Дела в российском автопроме не так плохи, как о них думают
Прогнозы экспертов варьируются в последние дни в очень широком интервале. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров предположил, что объемы выпуска автомобилей в стране сократятся в текущем году не менее чем на 10%, но вряд ли существенно больше этого показателя. АЕБ, «ВТБ Капитал» и другие эксперты, мнение которых, в частности, приводит «Коммерсантъ», придерживаются более пессимистичных взглядов. Они предсказывают на 2015 год сужение рынка на 15-30%, отмечая, при этом, что конкретные цифры пока что можно только лишь угадывать, так как очень многое будет зависеть от уровня государственной поддержки отрасли, процентных ставок по автокредитам, курса рубля, общего состояния экономики и ряда других факторов, оценить будущее воздействие которых невозможно из-за общей нестабильности ситуации.
Действительно, спрос на автомобили в России подскочил в конце прошлого года благодаря программе субсидирования покупки новых машин при сдаче старых на слом и ажиотажным покупкам перед подорожанием. Сейчас цены уже возросли, хотя в гораздо меньшей степени, чем курс доллара за прошлый год, автокредитование находится на грани остановки из-за взлетевших процентных ставок, а неуверенность людей в будущем и снижение их реальных доходов, очевидно, заставят многих потребителей отложить или отменить намеченное на этот год приобретение новых авто. Исходя из этого падение продаж на 15-25% выглядит вполне вероятным.
С другой стороны, в правительстве сейчас активно обсуждают меры по поддержке автомобилестроения. Возможно, на государственном уровне все ограничится только продлением действия программы стимулирования обновления автопарка, но не исключено, что власти либо сами автопроизводители займутся удешевлением автокредитов для заемщиков и запустят другие поощрительные механизмы. Осенью прошлого года правительству и автомобилистам удалось прервать негативный тренд и даже добиться незначительного роста продаж к декабрю. Достаточно вероятно, что в случае обвала продаж в первом квартале 2015 года власти пойдут на более решительные меры по поддержке автопрома и тем самым смогут немного выправить ситуацию. Таким образом, сужение российского авторынка в текущем году может оказаться менее значительным, чем опасаются пессимисты.
При этом, следует отметить, что, если в 2014 году продажи и производство автомобилей в России упали примерно на одну и ту же величину, то в текущем году ситуация наверняка изменится. И помочь российскому автопрому может, в первую очередь, то, что сейчас ему больше всего мешает, - валютный фактор. По данным Федеральной таможенной службы России, за первые 9 месяцев 2014 года, т. е. до начала основного рублевого обвала, импорт легковых автомобилей в Россию сократился на 19,7% по сравнению с аналогичным периодом годичной давности, до 537,9 тыс. машин, а грузовых — на 19,6%, до 50,6 тыс. Очевидно, что по итогам всего года спад должен составить не менее 22-25%, причем, коснется он и будущих продаж.
Что касается 2015 года, то здесь различные эксперты ожидают уменьшения импорта легковых автомобилей на 30-50%. Так что, в условиях падающего рынка российские автозаводы, очевидно, увеличат свою долю и могут ограничиться минимальным сокращением выпуска.
Впрочем, «АвтоВАЗ», крупнейший автопроизводитель в России, вообще рассчитывает в 2015 году поднять производство и продажи на 15-20%, до более 600 тыс. машин, из которых свыше двух третей будет приходиться на автомобили семейства «Лада». Как сообщил журналу "Металлоснабжение и сбыт" Владимир Степанов, директор по связям с общественностью ОАО «АвтоВАЗ», этого прироста планируется достичь, во-первых, благодаря выводу на рынок двух новых моделей в сентябре и декабре 2015 года и, во-вторых, за счет расширения экспорта.
Ослабление курса рубля не только сокращает импорт, но и делает российские машины более конкурентоспособными на внешних рынках. «АвтоВАЗ» собирается в этом году отправить за рубеж, преимущественно, в Казахстан, Белоруссию и другие страны СНГ до 100 тыс. автомобилей против около 51 тыс. в 2014 году. Судя по всему, расширять присутствие за рубежом будут стараться и другие отечественные заводы.
По данным ФТС России, в январе-сентябре на экспорт было поставлено 96,3 тыс. легковых и 14,9 тыс. грузовых автомобилей — соответственно, на 1,6% больше и 16,3% меньше, чем в тот же период 2013 года. Правда, здесь следует отметить резкое падение продаж на украинский рынок: от 18,3 тыс. легковых машин в первые 9 месяцев 2013 года до 3,5 тыс. за аналогичный срок в прошлом году. Сейчас же сокращаться украинским поставкам уже практически некуда, так что в текущем году можно рассчитывать на достаточно существенный рост российского автоэкспорта.
Еще один благоприятный для российских металлургов фактор будет заключаться в увеличении локализации. Хотя Министерство экономики недавно предложило смягчить это требование для иностранных компаний, построивших в последние годы автозаводы в России, скорее всего, большинство производителей будут, наоборот, расширять использование российских материалов и комплектующих с целью сокращения валютных затрат. Как говорит Владимир Степанов, «АвтоВАЗ» к концу прошлого года довел долю локализации для моделей семейства «Лада», в среднем, до 82%, в частности, за счет использования автолиста производства Магнитогорского металлургического комбината вместо импортного, а в текущем году будет вестись работа по дальнейшему увеличению данного показателя.
Таким образом, российские металлурги в 2015 году могут рассчитывать даже на некоторое расширение поставок стальной продукции для отечественного автопрома благодаря импортозамещению. Хотя этой возможностью, конечно, еще надо суметь воспользоваться.
Другие аналитические материалы МСС представлены в разделе "Аналитика"
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.