Конфликт вокруг цен на прокат продолжается
Несмотря на заявления Минпромторга о подписании соглашений между металлургами и машиностроителями с формулами цен до конца года, на самом деле попытки договориться о компромиссных ценах так и не увенчались успехом. По словам участников рынка, по заключенным контрактам цены выросли на 35-65% относительно конца 2014 года, а ряд соглашений действует всего три месяца или полгода. Автопроизводители и вагоностроители продолжают активно лоббировать пересмотр условий соглашений.
О том, что согласованные с металлургами цены на прокат на этот год не устраивают их клиентов, "Ъ" рассказали источники среди автопроизводителей и вагоностроителей. По мнению собеседников "Ъ" в автопроме, недавно подписанные соглашения "заключены от безысходности, чтобы не остановить заводы", а цены "однозначно очень велики относительно конца 2014 года и выводят производство конечной продукции за границы рентабельности". Уровень индексации цен составил 30-40%, у некоторых автоконцернов по отдельным позициям повышение достигло 60-65%. Источник "Ъ" на железнодорожном рынке подтверждает, что большинство вагоностроителей также недовольны переговорами с металлургами. При этом со многими автопроизводителями и вагоностроителями заключены трехмесячные или полугодовые контракты, далеко не все из которых включают формулу цены.
Эти данные фактически опровергают декларацию главы Минпромторга Дениса Мантурова от 23 марта. Министр тогда заявил, что "абсолютно все производители и в автопроме, и в транспортном машиностроении подписали с металлургами соглашения, естественно, на разных условиях и с формулой цены до конца года". Источник "Ъ", близкий к Минпромторгу, уверяет, что стороны действительно "официально заявили министерству, что достигли договоренностей, но это не исключает недовольства отдельных компаний и менеджеров". "В Минпромторге никогда не говорили, что категорически против роста цен, он только должен быть не взрывным, а экономически оправданным",— добавил источник "Ъ", подчеркнув, что автопром "также повышает цены".
Металлурги в основном придерживаются версии Минпромторга. Финансовый директор ММК Сергей Сулимов еще 20 марта уверял "Ъ", что с автоконцернами заключены "долгосрочные контракты с формулой цены", но детали раскрывать отказался. "Северсталь" заключила "среднесрочные и долгосрочные контракты с основными клиентами из иностранных автопроизводителей, имеющими производство в России и странах СНГ", а с КамАЗом действует двухлетний договор, заключенный в 2014 году, говорит источник "Ъ", знакомый с ситуацией. Автозаводы предпочитают считать ситуацию подвешенной. Опрошенные "Ъ" автопроизводители (АвтоВАЗ, КамАЗ, группа ГАЗ и др.) в основном говорят, что "идут активные переговоры". Представитель крупнейшего клиента ММК среди вагоностроителей НПК "Уралвагонзавод" тоже сообщил "Ъ", что переговоры продолжаются, на предложенный рост цен более чем на 30% компания не соглашается.
Ценовой спор металлургов и машиностроителей разгорелся в конце 2014 года. Первыми на удорожание металла в правительство пожаловались вагоностроители, к ним присоединились автопроизводители и нефтяники (последних не устроило удорожание труб). Металлурги в ответ объясняли, что повышают цену до экспортного паритета из-за девальвации рубля и сами столкнулись с аналогичной ситуацией по закупкам сырья. Позиция Минпромторга и ФАС исходно была гораздо жестче, чем сейчас, и в пользу потребителей. Чиновники грозили металлургам экспортными пошлинами и квотированием поставок. Но в начале марта за них вступился первый вице-премьер Игорь Шувалов, который посчитал, что отрасль должна "в полной мере воспользоваться открывшимися экспортными возможностями". От отрасли интересы металлургов лоббировал в первую очередь владелец "Северстали" и глава НП "Русская сталь" Алексей Мордашов. Ему, по словам источников "Ъ", "зачлось деятельное участие в процессе присоединения России к ВТО".
Николай Сосновский из UBS считает, что машиностроители могли добиться более привлекательных условий, если бы закупали значительно большие объемы металла. Но с учетом падения глобальных цен на сталь на 10-15% с начала года и укрепления рубля к доллару рост внутренних цен на 35-40% "выглядит вполне адекватным". В себестоимости автомобиля, добавляет он, металл занимает менее 10%, поэтому удорожание проката не сильно скажется на конечной цене.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.